Музей истории изобретений Главная |   Музыкальные инструменты  | Устройства |

Категории раздела

Струнные [6]
Духовые [0]
Ударные [0]
Музыкальные инструменты [2]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Музыкальные инструменты » Струнные

Экскурсия тамдра
24.03.2013, 22:14

Экскурсия тамдра

Что за странное название инструмента - "тамдра"?
Долгие поиски в Интернет помогли понять следующее, что название "тамдра" было дано туркменскому музыкальному инструменту "дутар" поселенцами из Туркмении в Ставропольском крае.
Существуют различные названия инструмента и версии происхождения названий. Считают, что самое распространенное название "дутар" или персидское "дотар", происходит  от "до" — два и "тар" — струна.
Еще одно древнее название инструмента  - туттар. Его  связывают с тем, что  корпус и гриф первоначально изготавливали из тутового дерева.

Самое близкое к названию "тамдра" название инструмента в йомудском (это западные и северные области Туркмении) диалекте - "тамдыра".  Играющего на инструменте музыканта  называют  "тамдырчы". Слово "тамдыра" означает буквально "изготовленный в огне тамдыра (глиняной печи)". В процессе изготовления деку дутара сначала сушат в тени, а затем закаляют на огне тамдыра для того, чтобы звучание инструмента обрело звонкость.
Если сложить вместе все названия инструмента, то оказывается, что о нем можно узнать очень многое: как он выглядит, из чего и как его делают.
А если послушать звучание дутара, то можно предположить, что его название близко к звукам, которые он издает: например, казахи и кыргызы считают, что инструмент издает звуки: "домбур-домбур", "домбыр-домбыр" или "дыммыр-дыммыр", а отдельные туркменские племена воспринимают звучание  как "таммыр-таммыр". Вот вам и еще одна гипотеза происхождения слов "тамдыра" и "домбра".
О чем рассказывают легенды, связанные с дутаром?
"Хочешь знать истину — слушай легенды", - так говорят на Востоке.
Согласно преданию первый дутар смастерил знаменитый охотник и музыкант бобо Камбар, он выдолбил его целиком из куска тутового дерева, а струны сделал из крученых шелковых нитей. Говорят, бобо Камбар обладал исключительным музыкальным слухом и, изготовляя свои инструменты, постоянно их совершенствовал. Однажды он сделал из тута три одинаковых дутара и заиграл на них, поочередно пробуя звук. К его удивлению, все они зазвучали по-разному. Один испустил легкий шелестящий звук, как бы вобрав в себя шорохи листвы и трав. Другой словно воспроизводил горное эхо. Третий будто передавал нежную, журчащую мелодию водяных струй. Задумался бобо Камбар: в чем секрет? И тут ему припомнилось, что деревья он срубил в разных местах: одно — в саду, другое — в горах, третье — на берегу реки. «Каждое дерево вбирает в себя природные звуки той среды, которая его окружает», — решил бобо Камбар. Больше всего ему понравился тембр дутара, который он сделал из дерева, выросшего у реки. На этом месте посадил Камбар деревце тута, завещав срубить его через сто лет.
Замечательная легенда, причем рассказ весьма правдоподобный. Можно ли изготовить два инструмента с совершенно одинаковым звуком? Как идет процесс изготовления музыкального инструмента?
Секреты изготовления народных музыкальных инструментов передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Несведущему человеку может показаться, что этот музыкальный инструмент примитивен: никакой вычурности, никаких художественных изысков и декоративных украшений. Однако внешняя простота кажущаяся. Строгость и стройность линий дутара доведена до высокого искусства. А каким мастерством надо обладать музыканту, чтобы с помощью всего двух струн передать мелодии своей души! Если вслушаться в звучание дутара, то можно ощутить жар горячего туркменского солнца, уловить многоголосье горных речек и плеск волн древнего Каспия-Хазара, услышать крик птиц над безбрежной пустыней.
Дутар — неотъемлемая часть многовековой музыкальной культуры туркменского народа. Ни одно торжество, будь то сельская свадьба или государственный праздник, у туркмен не обходится без выступлений народных певцов — бахши. В их руках дутар умеет и смеяться, и плакать, передавая все оттенки чувств, заставляя очарованных слушателей переживать счастье и трагедии.
Красоту звучания музыкального инструмента мастера видели в  таинственном взаимодействии между тутовым деревом и шелком, из которых изготавливали дутар. Сначала ствол тутовника закапывался в землю, чтобы набраться ее «соков», затем томился «до звона» в пепле без угольков.
Тутовник легкий, прочный, с красивой текстурой и прекрасными резонансными способностями, говорят, что никакое другое дерево не дает такого неповторимого звона. Большое значение имеет возраст. Тутовнику должно быть не меньше пятидесяти лет. Как мудреет с годами человек, так и дерево со временем становится крепче, красивее, благороднее.
Лучше всего заготавливать основу для будущего инструмента осенью, когда закончился листопад. Дерево подсыхает, древесная смола становится белой и равномерно растекается по всей ткани тутовника.
Нарезанные по размеру чурбаки закапывают в землю, где они должны пролежать примерно год, чтобы дойти до кондиции, пропитаться соками земли. Если же приступить к работе с материалом сразу, то впоследствии это приведет к деформации дутара и искажению звучания. Когда приходит срок, достают чурбаки, делают из них заготовки, дают им просохнуть, и только потом начинается сборка инструмента.
Туркменские мастера (уста) традиционно не пользуются ни красителями, ни лаком. Они считают, что незачем попусту украшать то, что красиво само по себе. Все должно быть естественным, натуральным, как сама жизнь. С годами дутар меняется. Подобно человеку. С той лишь разницей, что людей время выбеливает сединой, а дутары — темнеют.

Могут быть интересны вопросы:
Другие легенды о дутаре.
Как сегодня делают музыкальный инструмент дутар.
Какие используют материалы при изготовлении дутара, как изменились технологии?
Какие бывают виды инструмента?




Категория: Струнные | Добавил: i_elf
Просмотров: 1061 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Музей

  • Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
  • Адрес музея:
  • 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135 (площадь Ленина)
  • Официальный сайт
  • Полезные ссылки

  • Виртуальный музей Павла Богданова
  • Виртуальный музей Кавказа
  • Музей музыкальных инструментов
  • Музей советских игровых автоматов

  • НеПотеряйка