Грампластинка
Грампластинка (жарг. пласт, винил, диск, пластинка, реже — бублик) —
аналоговый носитель информации (чаще всего звуковой) — диск,
изготовленный из синтетических материалов (первоначально из шеллака,
далее — винила
(поливинилхлорид), на одной или на обеих сторонах которого тем или иным
методом нанесена непрерывная извилистая канавка (дорожка), форма
которой (глубина и ширина) модулирована звуковой волной.
Для «проигрывания» (извлечения звука) с
грампластинок используются специально предназначенные для этой цели
аппараты: граммофоны, патефоны, в дальнейшем электрофоны и электропроигрыватели.
При движении по дорожке грампластинки игла
проигрывателя начинает вибрировать
(поскольку форма дорожки неравномерна в плоскости пластинки вдоль её
радиуса и перпендикулярно направлению движения иглы, и зависит от
записанного сигнала). При вибрации пьезоэлектрический материал иглы
(либо электромагнитная катушка звукоснимателя) вырабатывает
электрический сигнал, который усиливается усилителем и далее воспроизводится динамиком/динамиками, воспроизводя звук, записанный в студии звукозаписи.
Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются
сокращениями от
«граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», хотя сами граммофоны
уже давно широко не используются. В конце XIX и на протяжении XX века
грампластинка являлась (до вытеснения её в середине 80-х компакт-диском)
популярнейшим средством распространения аудиозаписей, недорогим и
доступным.
Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки,
кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и
магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность
температурным изменениям и влажности, а также свойство пластинок при
постоянном использовании изнашиваться (терять свои аудиохарактеристики).
Содержание
- 1 Типы пластинок
- 2 Форматы
- 2.1 Стереофонические пластинки
- 2.2 Квадрофонические пластинки
- 2.3 Записи «на костях»
- 3 Изготовление
- 4 История
- 4.1 Первая революция
- 4.2 Вторая революция
- 4.3 Настоящее время
| Типы пластинок
Шеллачные (граммофонные) пластинки нельзя проигрывать на электрофонах
(за исключением тех, которые снабжены поворотной иглой с маркировкой
«78» на одной из сторон), иначе игла сразу придёт в негодность.
Граммофонные являются более толстыми, тяжёлыми, и хрупкими (как стекло).
Виниловые (долгоиграющие и стерео) и гибкие пластинки предназначены только для электрофонов. Проигрывание такой пластинки на граммофоне сразу и навсегда уничтожит запись.
Большинство виниловых пластинок являются жёсткими, но встречаются и
гибкие, нередко вклеивавшиеся в журналы как звуковое приложение (как
пример — приложения к советскому журналу «Кругозор») или служащие для записи (на спец. оборудовании) т. н. «звукового письма».
Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные
журналы 70-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в
дальнейшем, до массового распространения дискет, для этих целей
использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM и на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33,3 оборотов в минуту вмещалось до 4 кб данных.
Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках (см. ниже).
Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры
отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные
поздравления. Они встречались двух разных видов:
- Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с
односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с
отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный
рабочий диапазон частот и время звучания;
- Дорожки пластинки
пропечатывались на лаковом слое, покрывающем
фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких
грампластинках (и основанных на них открытках), и долго такие пластинки
не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Но такие пластинки
могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры, увидеть
один из которых в работе можно в х/ф «Карнавальная ночь».
Далее по тексту, рассматриваются исключительно виниловые и гибкие записи.
Цвет грампластинок в основном чёрный,
хотя для детей и ди-джеев зачастую выпускают и разноцветные.
Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде
диска для циркулярной пилы, а также в форме животных и птиц.
Форматы
Различные форматы грампластинок: 30 см с 45 об/мин, 25 см с 78 об/мин и 17,5 см с 45 об/мин
В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (советские обозначения: «∅300», «∅250» и «∅175») (12″,
10″ и 7″). Изредка встречаются и другие размеры — 12, 15, 23, 28, 33 см
(5″, 6″, 8″, 9″, 11″, 13″). Нестандартный диаметр звуковой дорожки на
пластинке или звуковой открытке может приводить к ложному срабатыванию автостопа проигрывателя.
Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓ и 16⅔ об/мин.
Диаметр отверстия пластинки 7 или 24 мм, толщина варьируется от 1,5 до 3 мм, масса 120—220 г.
Виниловые пластинки производства СССР маркировались знаком перевернутого треугольника в случае монозаписи или пересекающимися окружностями в случае стерео.
На современных пластинках, предназначенных для ди-джеев,
на одну сторону нарезается около 12 минут музыки — в этом случае
расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива, со временем меньше шумит, не боится царапин и неосторожного обращения.
Стереофонические пластинки
|
|
Марки-грампластинки Бутана, 1973 год (Скотт #152 и 152e) |
В монофонических грампластинках используются только горизонтальные
колебания иглы, а в стереофонических — и горизонтальные, и вертикальные.
По горизонтали кодируется сумма двух звуковых каналов, а по вертикали —
их разность, что обеспечивает полную совместимость (монофонические
проигрыватели воспроизводят стереопластинки в виде суммы каналов, а
стереопроигрыватели воспроизводят монофонические записи, как два
одинаковых канала). При этом, отношение сигнал/шум
в каждом из отдельно взятых стереофонических каналов ухудшается в 1,414
раза по амплитуде, или ровно в 2 раза по мощности, по сравнению с
монофонической записью при той же амплитуде колебаний резца.
Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения
33 1/3 об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее широко
выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. Они, в частности,
использовались в музыкальных автоматах с автоматической сменой или
выбором пластинки. Для записи речевых программ выпускались грампластинки
с частотой вращения 8 1/3 об/мин и длительностью звучания одной стороны
до полутора часов.
Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что
обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33
1/3 об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от
плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно
уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и
вообще будет неустойчива. Такие грампластинки быстрее изнашиваются по
причине более узких стенок канавок.
Квадрофонические пластинки
На квадрофонических пластинках записана информация о четырёх (двух
фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём
музыкального произведения. Даннный формат получил некоторое, довольно
ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов,
выпущенных в таком формате было весьма невелико (к примеру, была
выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon» 1973 года),
а их тиражи ограничены — это было связано с необходимостью применения
для их вопроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных
проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное
направление было свёрнуто.
В СССР первый и единственный
эксперимент по освоению четырехканального звучания состоялся в 1980
году, когда был записан и выпущен альбом группы «Яблоко» под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко"» (КА90—14435-6). Пластинка стоила дороже, чем обычная — 6 рублей, а общий тираж составил 18 000 копий.
Записи «на костях»
Копия записи, сделанная на рентгеновской плёнке
В 50-х и 60-х годах XX века в СССР
подпольные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения,
которые по идеологическим соображениям запрещалось распространять фирме «Мелодия»,
на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз
на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались
«рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи многих западных
певцов и музыкальных коллективов (например, группы The Beatles)
можно было послушать только на таких полулегальных подпольных
пластинках. Из-за высыхания эмульсии плёнки, при состаривании подобные
пластинки скручивались, да и вообще были недолговечными.
Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя
«Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за
рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы».Также в песне «Мой
старый блюз» лидера московской акустической группы «Бедлам» (конец
90-х — 2002 гг.) Виктора Клюева есть слова: «Пластинка „на костях" еще
цела, но не понять уже отдельных фраз». Сам процесс записи «на костях»
продемонстрирован в фильме «Стиляги» (первоначальное название — «Буги на костях») 2008 года.
Как только в широкой продаже появились доступные по цене магнитофоны, кустарная грамзапись практически исчезла.
Изготовление
Звук с магнитной фонограммы, с помощью специальной
аппаратуры преобразуется в механические колебания сапфирового резца,
который нарезает на слое материала концентрические звуковые канавки.
На заре грамзаписи фонографические записи нарезались на воске,
впоследствии — на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в
дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой.
Нанесение дорожек на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально
ровную стальную подложку позволило значительно повысить точность
воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению
качества звучания фонографических записей. Эта технология, разработанная
фирмой Teldec в конце 70-х годов и известная под названием DMM (Direct Metal Mastering), применяется до сих пор.
Полученный медный диск предназначен для того, чтобы получать с него методом гальванопластики в несколько последовательных этапов необходимого количества никелевых
копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической
фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии называют матрицами, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.
В гальваническом цехе осуществляется изготовление оригиналов и матриц.
Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических
установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического
тока и времени наращивания никеля со специальным составом электролита.
Детали пресс-форм изготовливаются на станках с ЧПУ
и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной
технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность
температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность
температурного режима, а значит, и высокую производительность. С одной
пресс-формы может выходить десятки тысяч грампластинок.
Материал для изготовления грампластинки — это особая смесь на основе сополимера винил-хлорида с винилацетатом (поливинилхлорид)
с различными добавками, для придания пластмассе необходимых
механико-температурных свойств. Высокое качество смешения
порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных
смесителей с горячим и холодным смешением. В пресс-цехе в пресс
подаётся разогретая доза винила с уже прилепленными сверху и снизу
этикетками, которая под давлением до 100 атм растекаются между двумя
половинками пресс-формы, после остывания образуя готовую грампластинку.
Далее происходит обрезка кромок диска, контроль и упаковка.
Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс
никелевых матриц, и затем каждая специально отобранная из тиража,
тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в
специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления
все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную
выдержку, а перед упаковкой в конверт проверяется внешний вид каждой
грампластинки.
История
Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную
шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется
металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В
определённых местах канавки делаются точечные углубления — ямки,
расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска,
приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная
металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность
нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.
Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая
была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории
звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском
архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную
французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с
помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф». Её
протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из
французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки
на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.
Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год
В 1877 французский учёный Шарль Кро
впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и
его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно — в середине
1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф,
в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом
оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи
иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности
фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым
валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования
записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.
В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер
предложил использовать для записи носитель в форме диска. Работая над
своей идеей, Берлинер сначала построил и опробовал прибор Шарля Кро,
предложенный 20 лет назад, применив пластинку из цинка вместо хромовой. Эмиль Берлинер
заменил валики дисками — металлическими матрицами, с которых можно было
тиражировать копии. С их помощью и прессовались граммофонные пластинки.
Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж — не менее 500
пластинок, что значительно снижало расходы на изготовление, и,
соответственно, на стоимость продукции. В этом состояло главное
преимущество грампластинок Эмиля Берлинера по сравнению с восковыми
валиками Эдисона, которые нельзя было массово тиражировать. В отличие от
фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал специальный
аппарат — рекордер, а для воспроизведения звука создал другой —
граммофон, на который и был получен патент 26 сентября 1887 года.
Вместо глубинной записи Эдисона Берлинер применил поперечную, при
которой игла оставляла извилистый след постоянной глубины. В XX веке
мембрана была заменена микрофонами, преобразующими звуковые колебания в
электрические, и электронными усилителями.
В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита
при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и
в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака —
воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из
семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки
стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным
недостатком была малая механическая прочность — по хрупкости они
напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века,
пока не были вытеснены ещё более дешёвыми — из поливинилхлорида
(«винил»).
Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.
Первая революция
Самые первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов
и назывались пластинками 7 дюймов или 175 мм. Этот старейший стандарт
появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки 7″,
где ″ — это обозначение диаметра в дюймах. В начале своей эволюции
грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки,
что значительно снижало длительность звучания — всего 2 минуты на одной
стороне. Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря
разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 11,89 или 12
дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов XX века
на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных
классиков, так как на них помещалось в общей сложности только до пяти
минут звучания.
Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм,
на таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на
стандартную в 7 дюймов. «Жизнь» подобных пластинок была кратковременна —
звукосниматель весил более 100 граммов,
а стальные иглы приходилось менять после каждого проигрывания стороны.
Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые
пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.
В конце 20-х годов XX века произошла первая
революция в мире грамзаписи, когда вместо способа записи через рупор
стали пользоваться электроакустическим методом — запись через микрофон.
За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до
50-10000 Гц.
В 30-х годах XX века пластинки выпускались по одной композиции на
одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался
комплектом пластинок по несколько штук, часто в картонных, реже в
кожаных, коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами
их стали называть record albums или «альбом с записями».
Вторая революция
Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин
В 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи «Columbia» США впервые выпустила так называемую долгоиграющую пластинку
или Long Play (LP). Выпуск ДП был продиктован в основном конкурентной
борьбой с магнитными аудионосителями, которыми на то время стали
магнитофонные ленты в катушках или бобины.
Для того, чтобы конкурировать по цене с лентами или не потерять в
качестве звучания, был изобретён новый материал — винилат. Долгоиграющие
пластинки предназначались для электроакустического воспроизведения с
помощью электропроигрывателей, электрофонов, а впоследствии и более
компактных радиол. Это изобретение дало возможность значительно
расширить полосу записываемых частот от 50 до 16 000 Гц, полностью
сохранить тембр
звука, а также увеличить динамический диапазон записи до 50-57 дб,
снизить уровень шумов, намного продлить качественное звучание. Появление
электрических звукоснимателей, работавших с усилителем, позволило
разгрузить иглу и дало возможность сделать её более тонкой, в результате
чего уменьшилась ширина канавки и уменьшилась частота вращения диска.
В 1949 году фирма RCA
разработала собственный альтернативный стандарт грампластинки диаметром
175 мм с большим центральным отверстием и скоростью вращения 45 об/мин.
Наибольшее применение они нашли на музыкальных автоматах и были
распространены в основном в США.
В СССР
первая долгоиграющая грампластинка была выпущена в 1953 году. В том же
году в мире появились долгоиграющие пластинки (33 об/мин) с переменным
шагом записи, позволившие увеличить длительность записи ещё на 30 %. В
СССР такие пластинки стали выпускаться только с 1956 года.
С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33
об./мин. стали сокращаться тиражи быстрых (78 об./мин.), и в конце 60-х
гг. их производство свернули окончательно (в СССР в 1970 году).
В зависимости от содержимого грампластинки на 45 об./мин. использовались названия Single, Maxi-Single или Extended Play (EP).
Настоящее время
- В настоящее время грампластинки и проигрыватели массово не
производятся и не используются, будучи вытесненными компакт-дисками. В
СССР использование грампластинок продолжалось до начала 90-х годов.
Однако, в определённых областях, они (а именно — виниловые долгоиграющие стереофонические диаметром 30 см, англ. LP) используются до сих пор:
- для диджейской работы и экспериментов в области звука;
- фанатами данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
- любителями старины, коллекционерами;
- Космический аппарат Вояджер-1 несёт на борту грампластинку с записью звуков земной цивилизации
вместе с фонографической капсулой и иглой для воспроизведения записи.
Выбор такого способа хранения звука продиктован его надёжностью и
естественностью. Простота устройства придаёт ему надёжности. Вдобавок,
цифровые способы записи и воспроизведения звука (которые не были развиты
в 1977 году настолько, чтобы вписаться в задачи программы Вояджер)
используют приближения, возможность применения которых продиктована
особенностями человеческого слуха (например, относительной
инерционностью слуха, неспособностью слышать звуки частотой выше 20
кГц). У гипотетических внеземных существ слух может быть устроен
по-другому.
Тем не менее на развитии виниловой индустрии
рано ставить крест. По данным RIAA, продажи винила уже прошли свою
низшую точку в 2005 году и показывают достаточно устойчивый рост.
Можно выделить два основных рынка грампластинок: На первичном рынке основными покупателями являются ди-джеи и
аудиофилы, предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы
развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие
компании, его статистика представлена выше.
Хотя большая часть пользователей приобретают музыку на современных
носителях (чьи удобство, мобильность и износостойкость на порядок выше),
однако меломаны и аудиофилы, предъявляющие более высокие требования к
звучанию, покупают виниловые пластинки. Винил может предложить
сравнительно более высокое качество звучания, а также дополнительные
преимущества, традиционно признаваемые за ним меломанами.
Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении
винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами
и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо
раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.
Особым вниманием коллекционеров традиционно
пользуются первые выпуски
(так называемый first press) пластинок (за их считающееся лучшим
звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные
коллекционные издания. Основными местами торговли являются
интернет-аукционы, а также локальные магазины подержанного музыкального
товара.
Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет,
и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого
товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и
его цена), то продавцами и покупателями используется стандартная система оценки виниловых пластинок.
В последнее время, в целях удешевления производства, появилась
виниловая продукция, скопированная с компакт-дисков. С одной стороны,
для диджейских пластинок это не имеет особенного значения, а часто и
вовсе является единственным способом. Но, по общепринятой системе
ценностей у пользователей грампластинок, это является недопустимым.
Такие записи не имеют существенной культурной ценности, и следует
избегать их приобретения. К сожалению, не существует достоверного
электротехнического способа распознать «суррогат», поэтому люди
полагаются на слух и на доброе имя компании-производителя.
|