Музей истории изобретений Главная |   Музыкальные инструменты  | Устройства |

Категории раздела

Мои статьи [107]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Над прекрасным не властно время
Над прекрасным не властно время

Автор: Аллаберды Эргешев

Про музыкальный инструмент - дутар, состоящий из двух струн

В Центральной Азии, в частности, на территории Туркмении, выявлено большее количество изображений музыкальных инструментов на памятниках материальной культуры, найденных во время археологических раскопок. Мы гордимся тем, что дали миру различные музыкальные инструменты. Наиболее известные среди них: струнно-щипковый - дутар, струнно-смычковый - гиджак, духовые - гаргы-туйдук, дилли-туйдук и гоша дилли-туйдук, самозвучащий - гопуз. С давних пор для туркмен главным музыкальным инструментом по праву считается дутар.

В Старой Нисе - столице некогда могущественного Парфянского государства, среди находок обнаружены знаменитые ритоны - сосуды из слоновой кости. На них изображены музыканты, играющие на множестве инструментов, в том числе и на лютне, которая имеет длинную шейку и маленький корпус с двумя струнами: перед нами прообраз туркменского дутара, что подтверждают академики Г.А.Пугаченкова и М.Е.Массон.В Древнем Мерве обнаружены терракотовые статуэтки музыкантов. И опять у них в руках лютни с двумя струнами. Особый интерес представляет фигурка странствующего бахши, восседающего на коне. Непременный атрибут такого певца-сказителя - музыкальный инструмент для аккомпанемента.

 
   
 

И снова сходство с туркменским дутаром: "несколько вытянутая, овальная форма корпуса и две струны - характерные черты щипковых инструментов". Так пишет в своих исторических очерках исследователь музыкального искусства Центральной Азии Т.Вызго. На рубеже I-III веков нашей эры лютня получает широкое распространение в Центральной Азии. Звук из нее извлекают двумя способами: щипком пальцев или плектором (медиатором). Ученый В.Бахман отмечает: "Первая глава истории лютни (до второго тысячелетия) представляет нам только лютню с длинным грифом (изображения парфянского ритона из Нисы, росписи Топрак-Гала, терракотовые статуэтки Афросиаба и другие).
Начиная со второй половины второго тысячелетия встречаются лютни самых разных форм - вплоть до выпуклой грушеобразной лютни с коротким грифом".
Центральноазиатская лютня встречается в памятниках культуры Восточного Туркестана, Китая, Северной Индии, Ирана (изображения на серебряных сосудах VII-IX веков). Позже этот музыкальный инструмент покоряет средневековую Европу. Изображения дутара, рубаба, гиджака, дойры и других инструментов в миниатюрной живописи XIV-XVI веков указывают не только на высокий уровень самой музыки, но и на важность ее роли в народной жизни.
А соотнесение с ныне существующими инструментами дает возможность представить богатство темброво-акустических, исполнительско-технических возможностей. Существуют различные версии происхождения самого слова "дутар". По одной - оно образовано из слов: "ду" - два и "тар" - струна. По другой, древний инструмент изначально назывался "туттар". Это связано с тем, что его корпус и гриф изготавливают из тутового дерева. Есть и другое название, совершенно непохожее на предыдущие. Так, в йомудском диалекте этот инструмент именуют "тамдыра", а играющего на нем музыканта - "тамдырчы". Исследователи туркменской музыки предполагают, что "тамдыра" происходит от "танбур" (схожий с дутаром древний музыкальный инструмент, распространенный в Центральной Азии).
И в средневековой туркменской поэзии встречается слово, обозначающее музыкальный инструмент: "Послушай, как о секретах моего сердца расскажут ладами мелодий струны тамдыра" (Хусаймигулы Мурза).На мой взгляд, слово "тамдыра" означает буквально "изготовленный в огне тамдыра (глиняной печи)". Ведь деку дутара сначала сушат в тени, а затем закаляют на огне тамдыра для того, чтобы звучание инструмента обрело звонкость.
У меня есть еще одна гипотеза, основанная на созвучии слов "тамдыра" и "домбра". Последнее, возможно, произошло от "звукоподражательной характеристики" инструмента, распространенного у казахов и кыргызов, а именно: "домбур-домбур", "домбыр-домбыр" или "дыммыр-дыммыр". А у отдельных туркменских племен звуки дутара могли восприниматься как "таммыр-таммыр"...Строение дутара кажется довольно простым. Но его изготовление требует высокого профессионального мастерства. Родиной дутара считают Гекдепе, Гызыларбат, Бахарден и другие районы Ахалской области. Именно там была создана высокая школа изготовления дутаров. По сей день живы в памяти народа имена Гулгельды, Мамметмурата, Хуммета и других уста.

Категория: Мои статьи | Добавил: i_elf (25.03.2013)
Просмотров: 662 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Музей

  • Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
  • Адрес музея:
  • 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135 (площадь Ленина)
  • Официальный сайт
  • Полезные ссылки

  • Виртуальный музей Павла Богданова
  • Виртуальный музей Кавказа
  • Музей музыкальных инструментов
  • Музей советских игровых автоматов

  • НеПотеряйка