Автор: Аллаберды Эргешев
Про музыкальный инструмент
- дутар, состоящий из двух струн
В Центральной Азии, в частности, на территории Туркмении, выявлено
большее количество изображений музыкальных инструментов на памятниках
материальной культуры, найденных во время археологических раскопок.
Мы гордимся тем, что дали миру различные музыкальные инструменты.
Наиболее известные среди них: струнно-щипковый
- дутар, струнно-смычковый - гиджак, духовые - гаргы-туйдук, дилли-туйдук
и гоша дилли-туйдук, самозвучащий - гопуз. С давних пор для туркмен
главным музыкальным инструментом по праву считается дутар.
В Старой Нисе - столице некогда могущественного Парфянского государства,
среди находок обнаружены знаменитые ритоны - сосуды из слоновой
кости. На них изображены музыканты, играющие на множестве инструментов,
в том числе и на лютне, которая имеет длинную шейку и маленький
корпус с двумя струнами: перед нами прообраз туркменского дутара,
что подтверждают академики Г.А.Пугаченкова и М.Е.Массон.В Древнем
Мерве обнаружены терракотовые статуэтки музыкантов. И опять у них
в руках лютни с двумя струнами. Особый интерес представляет фигурка
странствующего бахши, восседающего на коне. Непременный атрибут
такого певца-сказителя - музыкальный инструмент для аккомпанемента.
|
|
|
|
|
И снова сходство с туркменским дутаром: "несколько вытянутая,
овальная форма корпуса и две струны - характерные черты щипковых
инструментов". Так пишет в своих исторических очерках исследователь
музыкального искусства Центральной Азии Т.Вызго. На рубеже I-III
веков нашей эры лютня получает широкое распространение в Центральной
Азии. Звук из нее извлекают двумя способами: щипком пальцев или
плектором (медиатором). Ученый В.Бахман отмечает: "Первая
глава истории лютни (до второго тысячелетия) представляет нам только
лютню с длинным грифом (изображения парфянского ритона из Нисы,
росписи Топрак-Гала, терракотовые статуэтки Афросиаба и другие).
Начиная со второй половины второго тысячелетия встречаются лютни
самых разных форм - вплоть до выпуклой грушеобразной лютни с коротким
грифом".Центральноазиатская лютня встречается в памятниках
культуры Восточного Туркестана, Китая, Северной Индии, Ирана (изображения
на серебряных сосудах VII-IX веков). Позже этот музыкальный инструмент
покоряет средневековую Европу. Изображения дутара, рубаба, гиджака,
дойры и других инструментов в миниатюрной живописи XIV-XVI веков
указывают не только на высокий уровень самой музыки, но и на важность
ее роли в народной жизни.
А соотнесение с ныне существующими инструментами дает возможность
представить богатство темброво-акустических, исполнительско-технических
возможностей. Существуют различные версии происхождения самого слова
"дутар". По одной - оно образовано из слов: "ду"
- два и "тар" - струна. По другой, древний инструмент
изначально назывался "туттар". Это связано с тем, что его корпус
и гриф изготавливают из тутового дерева. Есть и другое название,
совершенно непохожее на предыдущие. Так, в йомудском диалекте этот
инструмент именуют "тамдыра", а играющего на нем музыканта - "тамдырчы".
Исследователи туркменской музыки предполагают, что "тамдыра" происходит
от "танбур" (схожий с дутаром древний музыкальный инструмент, распространенный
в Центральной Азии).
И в средневековой туркменской поэзии встречается слово, обозначающее
музыкальный инструмент: "Послушай, как о секретах моего сердца расскажут
ладами мелодий струны тамдыра" (Хусаймигулы Мурза).На мой взгляд,
слово "тамдыра" означает буквально "изготовленный в огне тамдыра
(глиняной печи)". Ведь деку дутара сначала сушат в тени, а затем
закаляют на огне тамдыра для того, чтобы звучание инструмента обрело
звонкость.
У меня есть еще одна гипотеза, основанная на созвучии слов "тамдыра"
и "домбра". Последнее, возможно, произошло от "звукоподражательной
характеристики" инструмента, распространенного у казахов и кыргызов,
а именно: "домбур-домбур", "домбыр-домбыр" или "дыммыр-дыммыр".
А у отдельных туркменских племен звуки дутара могли восприниматься
как "таммыр-таммыр"...Строение дутара кажется довольно простым.
Но его изготовление требует высокого профессионального мастерства.
Родиной дутара считают Гекдепе, Гызыларбат, Бахарден и другие районы
Ахалской области. Именно там была создана высокая школа изготовления
дутаров. По сей день живы в памяти народа имена Гулгельды, Мамметмурата,
Хуммета и других уста. |