Одним из ярких воспоминаний детства для меня навсегда
останется первая запись на магнитофон. Услышав свой (такой одновременно
знакомый и чужой) голос со стороны, я испытал, наверное, не меньший
восторг, чем Эдисон при записи своей первой фонограммы. Следующие три
десятка лет магнитофон оставался моим спутником, помощником и источником
аудиоинформации. И хотя он доставлял гораздо больше мороки, нежели
проигрыватель пластинок, его возможности были куда шире.
Уходящей эре электромагнитной записи и посвящена очередная серия статей про звуконосители.
Телеграфон Паульсена
"Этот интересный аппарат не может считаться введенным в
практический обиход, но его точное и удивительно чистое воспроизведение
звуков позволяет рассчитывать, что телеграфон не останется простым
курьезом…". (из старого немецкого учебника по электротехнике)
|
Изобретатель телеграфона — Вальдемар Паульсен. |
Идея использовать для записи звука эффект остаточного намагничивания
воплотилась в жизнь в 1898 году. 1 декабря датский физик Вальдемар
Паульсен запатентовал... нет, не магнитофон. Тогда изобретатель назвал
свой аппарат телеграфоном, ведь в его основе лежал метод преобразования
акустических колебаний в электромагнитные (с помощью микрофона) и
наоборот (с помощью динамиков) — как в телеграфе. Внешне новый аппарат
подражал фонографу Эдисона. Так же вращался цилиндр, только вместо слоя
воска вокруг него располагались мотки тонкой стальной проволоки (в
первой модели это была струна от фо-но). А роль резца выполнял
электромагнит, мимо которого по винтовой резьбе и двигался валик с
проволокой. Если в фонографе звуковые колебания вырезались в виде
дорожки с углублениями, то в телеграфоне они отображались в виде
участков с разной намагниченностью. Для воспроизведения записанного, как
и в фонографе, все повторялось с точностью наоборот.
Открытие электромагнитной записи было революционным, но в то время ее
широкому внедрению мешала масса недостатков. Во-первых, очень слабый
звук, который можно было слушать только в наушниках. Во-вторых, крайне
неудобный звуконоситель, ведь чтобы записать 40 минут звука требовалось
ни много ни мало целых шесть километров стальной проволоки! Тем не менее
изобретение было весьма перспективным — на Всемирной выставке в Париже
телеграфон получил гран-при. Первой представленной миру магнитной
фонограммой стал голос императора Австро-Венгрии Франца Иосифа.
|
Первый
телеграфон Паульсена (вверху) внешне напоминал фонограф Эдисона. В
дальнейшем изобретатель придал ему более знакомый вид (внизу). |
Паульсен продолжал совершенствовать телеграфон. Он заменил проволоку
стальной лентой шириной 3 мм, которая перематывалась с одной бобины на
другую, проходя мимо двух электромагнитных головок - записывающей и
воспроизводящей. В результате аппарат стал приобретать знакомый нам
магнитофонный имидж. Тем не менее, звук оставался одновременно и шумным и
тихим, аппарат громоздким, и конкуренции с громкими и удобными
граммофонами явно не выдерживал.
Развитие электромагнитной записи сдвинулось с мертвой точки лишь в
1930-х годах, когда уже были изобретены ламповые усилители. Звук стал
громче, но оставалась проблема удобного звуконосителя. Стальные ленты и
проволоки имели свойство быстро размагничиваться, поэтому их приходилось
прокручивать с большой скоростью — несколько метров в секунду, для чего
требовались мощные электродвигатели. В результате сами аппараты весили
до нескольких сот килограмм. Фонограммы были ненамного легче. Так, 14
часов записи, сделанной на Международном конгрессе, весили целых 100 кг.
Соответственно, бобины были диаметром полтора метра, а порвавшуюся
проволоку соединяли... электросваркой! Стирали же запись обычным сильным
магнитом.
Но что это мы всё о недостатках... В прошлой статье я уже писал, что
вытесняемые граммофонами фонографы выжили благодаря способности
многократной записи на один и тот же носитель (восковой валик можно было
обточить и записать по новой). Магнитная запись имела в этом плане
гораздо более широкие перспективы.
Магнитная пленка и бобинный магнитофон
|
Фриц Пфейлер — создатель магнитной пленки. |
Эпоха "хеви-металлических" звуконосителей закончилась, когда Фриц
Пфейлер разработал технологию нанесения на бумажную ленту порошкового
железа. А когда бумажную ленту сменила пластиковая, родилась та легкая
магнитная пленка, которой пользовались следующие десятки лет. Пленка
была компактна, стоила недорого, хорошо склеивалась, намагничивалась и
размагничивалась. Последнее обычно зависело от размера кристалликов
порошка по принципу — чем меньше тем лучше. Улучшение качества
намагничивания позволило снизить и скорость движения пленки. В 1940-х
годах ее скорость удалось снизить с 76 см/сек до классических 19 и 9,6
см/сек.<1>
Итогом всех этих новшеств стал аппарат под знакомым названием
магнитофон<2>, который представила в 1935 году немецкая компания
AEG. Кроме легкой ленты в аппарате присутствовал новый тип
кольцеобразных электромагнитных головок. В 1938 году определилась и
классическая троица головок — записывающая, воспроизводящая и стирающая.
На стирающую головку подавались токи высокой частоты, в результате чего
лента многократно и быстро перемагничивалась. В записывающей головке
наоборот была функция дополнительного подмагничивания, снижающая шумы
при записи.
|
Первые магнитофоны немецкой фирмы AEG. |
То, что большинство открытий в сфере электромагнитной записи было
сделано в фашисткой Германии, неудивительно, если вспомнить "кухню"
Мюллера из к/ф "Семнадцать мгновений весны". Магнитофоны были
неотъемлемой технической частью Гестапо, ведь с их помощью было так
удобно делать радиоперехваты, подслушивать телефонные разговоры,
фиксировать допросы.
Но настоящий магнитофонный бум начался в послевоенное время.
Преимущества аппарата были налицо. Во-первых, значительно облегчался
процесс записи. Запись на пластинку была неудобной, дорогой и
единоразовой. Любая ошибка в процессе записи приводила матрицу в
негодность. А вот на магнитофоне можно было без особых хлопот записывать
множество дублей, добиваться идеального звучания, выбирать лучшее. И
главное — звукорежиссер получил возможность работать над фонограммой в
дальнейшем: монтировать, делать наложения, улучшать и изменять звуковые
характеристики. Во-вторых, запись можно было стереть и использовать
звуконоситель по-новому. Поэтому вслед за разведкой хвалу магнитофону
должны воздать, в первую очередь, мои коллеги — репортеры, журналисты и
работники радио. Очень важно и то, что на запись и воспроизведение на
магнитофоне почти не влияли внешние толчки и тряска, чего не скажешь о
"нежном" и поэтому исключительно стационарном проигрывателе
грампластинок.
|
|
Однако, несмотря на все достоинства, магнитная лента так и не смогла
вытеснить виниловую пластинку. Причина заключалась в том, что магнитная
запись была все-таки менее долговечной и качественной, нежели запись
механическая. Лента имела свойство размагничиваться (средний срок ее
службы составлял около 20 лет), особенно если попадала в сильное
магнитное поле, например, вблизи колонок или холодильника. Плюс ко
всему, она рвалась, мялась, растягивалась, легко воспламенялась, а при
каждой перезаписи с одной пленки на другую качество фонограммы неизменно
ухудшалось. Большим неудобством магнитофонов для пользователя была и
невозможность быстро перейти к нужному фрагменту фонограммы — мотать
ленту приходилось либо следя за счетчиком, либо просто на глаз. Правда в
"навороченных" магнитофонах позже появилась система поиска пауз между
песнями, но саму суть перемотки это не отменяло.
В какой-то момент два звуконосителя стали просто дополнять друг
друга. Например, прежде, чем нарезать матрицу для пластинки, оригинал
записи делали на удобной магнитной пленке (ее называли мастер-лентой).
Меломаны, конечно, предпочитали собирать именно пластинки, но чтобы
меньше их эксплуатировать нередко слушали музыку, переписанную на
магнитную ленту. Да и достать пластинку было не в пример труднее, чем
запись. Настоящей находкой стал магнитофон и для простого обывателя, не
обладающего стойкими музыкальными вкусами. Понравилось что-то — записал,
надоело — стер и записал на ту же ленту что-нибудь помоднее. К тому же,
можно было сделать сборник по своему усмотрению.
Так индустрия пластиночных магнатов впервые столкнулась с массовым и
неподконтрольным бытовым тиражированием фонограмм. "Пиратские"
пластинки, конечно начали выпускаться еще в начале ХХ века. Но
тиражирование винила в домашних условиях было невозможным, для этого
были нужны специалисты и техника. А вот магнитофон позволял одной
купленной пластинке распространяться во множестве магнитных копий. К
1980-м годам итогом синтеза звуконосителей стали популярные музыкальные
центры, где проигрыватели пластинок совмещались с двухкассетным
магнитофоном и усилителем.
|
Дискета (снаружи и внутри) — возрожденный к жизни круглый магнитоноситель. |
Еще один интересный факт. Какое-то время изобретатели пытались ввести
в обиход круглые магнитные носители, подражающие форме пластинок, но
они не прижились. Зато спустя время они нашли применение в компьютерной
сфере. Да, эти круглые намагниченные пленки стали начинкой хорошо
известных нам мягких (Floppy) дисков, проще говоря, дискет. Хороший
пример возрождения неприжившейся формы в новом качестве.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 — Кстати, коммерческий потенциал магнитной ленты одной из первых
оценила немецкая компания BASF. Теперь мало кто знает, что первоначально
она производила не бобины с кассетами, а анилин и соду.
2 — Как только не называли аппараты магнитной записи до этого — телеграфон, диалиграф, текстофон, сталь-тон-машина...