Музей истории изобретений Главная |   Музыкальные инструменты  | Устройства |

Категории раздела

Мои статьи [107]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РАССКАЗЫ О РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Книга в живой, увлекательной форме знакомит читателя со всеми разновидностями русских народных музыкальных инструментов — их устройством, историей и бытованием в наше время.

http://esoserver.narod.ru/Pagan/Muz_ins/muz_ins.htm#kugik


Обложка художника Е. Епишкина, иллюстрации В. Вейцлера.
© Издательство «Советский композитор», 1976 г.




ВВЕДЕНИЕ

Стояло прохладное туманное утро сентября 1654 года. Москва только проснулась. Ударили в колокола, сначала с «Ивана Великого», потом подал голос «Василий Блаженный». Звоны его мягче, но слышно было так же далеко. С золоченых крестов слетела стая ворон и галок, закружившись черной тучей...

Процессия монахов двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Из-под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Все это, немилосердно брякая и скрипя, с грохотом двигалось по направлению к деревянному мосту. Крестились встречные прохожие. Обоз, миновав мост и оказавшись в Замоскворечье, свернул налево. Путь его лежал к пустырям и болотам теперешнего Нагатина.

Наконец шествие остановилось. Монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры и гусли, рожки и свирели, бубны и трещотки... Гора инструментов росла. Потом все это подожгли. Поднялся столб дыма и пламени. Куча занялась вся сразу. Сухая древесина горела с гулом. Не прошло и часу, как все то, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков — то печальных, то веселых, — превратилось в золу и тлеющие угли.

Еще «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку надлежало ему слушать и петь.

Средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. «Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали... А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.) Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты были, как мы сегодня говорим, профессионалами, они своей игрой, плясками и песнями зарабатывали на жизнь. Скоморохи ходили по деревням и городам и показывали представления с песнями и музыкой. Очень часто их остроумные куплеты носили антицерковный характер. Они высмеивали глупых попов, жадных купцов и спесивых бояр. Запрещение скоморохам играть и разрешение жителям «высылать из селений начинающих играть насильно» встречаются в восьми царских грамотах от 1470 года по 1555-й.

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь «бесовские инструменты» отбирали на улицах, в домах, кабаках, словом, везде, где на них могли играть, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками, может быть, уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.

Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасла и инструменты, и традиции исполнительства на них от полного забвения. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.

Эта книжка расскажет вам о русских народных инструментах, об их истории, возможностях и способе изготовления. Прочтя ее, вы, может быть, задумаетесь над тем, что создавалось людьми многих поколений, что не одну тысячу лет занимало воображение одаренных музыкантов и мастеров. В каждом, даже самом простом музыкальном инструменте — изящество и целесообразность, достигнутые ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений, сквозь которые шел к своей цели древний мастер.

Посмотрите на сцену сегодня. В одном симфоническом оркестре — несколько десятков различных типов инструментов. Но все это многообразие можно разделить по принципу звукоизвлечения на три большие группы. Ударные — барабаны, тарелки, гонги, колокольчики... Духовые — медные и деревянные: флейты, кларнеты, гобои, трубы, валторны, тромбоны... Струнные — щипковые и смычковые: арфы, скрипки, виолончели... Эти инструменты хорошо известны во всем мире, их история более или менее ясна, к их звучанию уже привыкли.

Но на свете есть еще сотни, тысячи музыкальных инструментов, которые бытуют в народе. Некоторые из них собраны и составляют оркестры народных инструментов. А есть еще и такие, которые ждут своего открывателя. И народные инструменты так же легко делятся на три названные группы. Принципиально нового человечество еще не изобрело (в этой книге нет места электронике).

Думается, что читатель вправе задать вопрос: «Для чего же столько инструментов?» Ведь в сущности мелодию можно сыграть на любом из них, кроме, конечно, ударных, хотя... вы узнаете из этой книжки, что и на некоторых ударных она исполнима. Но об этом позже.

Мир, в котором мы живем, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипов до ударов прибоя и раскатов грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Но между этим звуковым многообразием и музыкой огромная пропасть, потому что звуки сами по себе — еще не музыка. И когда человек начал воспроизводить их, приманивая птиц и животных, это тоже еще не была музыка.

Человек должен был научиться определенным образом организовывать звуки и вкладывать в их последовательность свои чувства и мысли.

Вот тогда и возникла музыка. Но происхождение музыки — очень сложная и во многом еще неясная проблема, существуют разные гипотезы, выдвинутые учеными. Тем более мы не будем ее касаться в этой книжке.

И все же природа всегда была для человека великим учителем. Познавая природу, открывая ее законы, он учился использовать их. Так возникли и музыкальные инструменты. Ведь принципы, на которых основана их конструкция, тоже заимствованы у природы.

Сравнение и изучение напевов, инструментов, музыкальных традиций разных народов дает современным музыкантам богатый материал, помогающий представить, как зарождалась и развивалась музыкальная культура человечества. И хотя мы посвятили эту книжку русским народным инструментам, иногда для того, чтобы лучше объяснить какое-то явление, мы будем обращаться к инструментам других народов.

Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к XIII тысячелетию до нашей эры. Подобно тому как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и в Средиземноморье, и на русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки. Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты — конечно, самые простые. Затем — духовые: дудки, свистки, а потом флейты без отверстий из тростника и кости. Много позднее люди научились делать многоствольные флейты, а потом и флейты с отверстиями. Позднее появились струнные, а позже всего — их разновидность — смычковые. В таком же порядке располагается материал в этой книжке.

Но прежде — немного истории.

Категория: Мои статьи | Добавил: i_elf (30.10.2013)
Просмотров: 1221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Музей

  • Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
  • Адрес музея:
  • 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135 (площадь Ленина)
  • Официальный сайт
  • Полезные ссылки

  • Виртуальный музей Павла Богданова
  • Виртуальный музей Кавказа
  • Музей музыкальных инструментов
  • Музей советских игровых автоматов

  • НеПотеряйка