Звукозаписывающие устройства
История записи и воспроизведения звука поистине необъятна. И самое интересное, что продолжается она до сих пор…
Попытки создания аппаратов, которые могли бы воспроизводить звуки,
предпринимались еще в Древней Греции. В IV-II веках до н. э. там
существовали театры самодвижущихся фигурок - андроидов. Движения
некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками,
складывающимися в мелодии.
В эпоху возрождения был создан целый ряд различных механических
музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную
мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок.
Музыкальная
шарманка работает следующим образом. Звуки создаются при помощи
стальных тонких пластинок различной длины и толщины, размещенных в
акустическом ящике. Для извлечения звука служит специальный барабан с
выступающими штифтами, расположение которых по поверхности барабана
соответствует задуманной мелодии. При равномерном вращении барабана
штифты задевают пластинки в заданной последовательности. Заранее
переставляя штифты на другие места, можно менять мелодии. Приводит в
действие шарманку сам шарманщик, вращая ручку.
В
музыкальных шкатулках для предварительной записи мелодии используется
металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В
определенных местах канавки делаются точечные углубления - ямки,
расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска,
приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная
металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность
нанесенных точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом
попадании иглы в канавку издает звук.
В средние века были созданы куранты - башенные или большие комнатные
часы с музыкальным механизмом, издающие бой в определенной мелодической
последовательности тонов или исполняющие небольшие музыкальные пьесы.
Таковы Кремлевские куранты и в Лондоне.
В 1877 году американский учёный Томас Альва Эдисон изобрел
звукозаписывающий аппарат - фонограф, впервые позволивший записать звук
человеческого голоса. Для механической записи и воспроизведения звука
Эдисон применил валики, покрытые оловянной фольгой. Такие фоновалики
представляли собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной 12 см.
В первом фонографе металлический валик вращался с помощью рукоятки, с
каждым оборотом перемещаясь в осевом направлении за счет винтовой
резьбы на ведущем вале. На валик накладывалась оловянная фольга
(станиоль). К ней прикасалась стальная игла, связанная с мембраной из
пергамента. К мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При
записи и воспроизведении звука валик приходилось вращать вручную со
скоростью 1 оборот в минуту. При вращении валика в отсутствие звука игла
выдавливала на фольге спиральную канавку (или бороздку) постоянной
глубины. Когда же мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в
соответствии с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной
глубины. Так был изобретен способ «глубинной записи».
При первом испытании своего аппарата Эдисон плотно натянул фольгу на
цилиндр, подвел иглу к поверхности цилиндра, осторожно начал вращать
ручку и пропел в рупор первую строфу детской песенки «У Мери была
овечка». Затем отвел иглу, рукояткой вернул цилиндр в исходное
положение, вложил иглу в прочерченную канавку и вновь стал вращать
цилиндр. И из рупора тихо, но разборчиво прозвучала детская песенка.
В практически неизменном виде фонограф просуществовал несколько
десятков лет. Как аппарат для записи музыкальных произведений он
перестал выпускаться в конце первого десятилетия XX века, но еще
практически 15 лет использовался в качестве диктофона.
Через
10 лет, в 1887 году изобретатель граммофона Э. Берлинер заменил валики
дисками, с которых можно было изготовить копии - металлические матрицы. С
их помощью прессовались хорошо знакомые нам граммофонные пластинки.
Одна матрица давала возможность напечатать целый тираж - не менее 500
пластинок. В этом состояло главное преимущество грампластинок Берлинера
по сравнению с валиками Эдисона, которые нельзя было тиражировать. В
отличие от фонографа Эдисона, Берлинер для записи звука разработал один
аппарат - рекордер, а для воспроизведения звука другой - граммофон.
Вместо глубинной записи была использована поперечная, т. е. игла
оставляла извилистый след постоянной глубины. Впоследствии мембрана была
заменена высокочувствительными микрофонами, преобразующими звуковые
колебания в электрические, и электронными усилителями. Эдисон отозвался
об изобретении Берлинера так: «У этой машины нет будущего» и до конца
жизни остался непримиримым противником дискового звуконосителя.
Берлинер впервые продемонстрировал прообраз матрицы грампластинки во
Франклиновском институте. Это был цинковый кружок с выгравированной
фонограммой. Изобретатель покрывал цинковый диск восковой пастой,
производил на него запись звука в виде звуковых канавок, а затем
протравливал его кислотой. В результате получалась металлическая копия
записи. Позднее на покрытом воском диске стали наращивать слой меди
методом гальванопластики. Такой медный «слепок» сохранял звуковые
канавки выпуклыми. С этого гальванодиска делали копии - позитивные и
негативные. Негативные копии представляли собой матрицы, с которых можно
было отпечатать до 600 грампластинок. Полученная таким способом
пластинка обладала большей громкостью и лучшим качеством. Такие
пластинки Берлинер продемонстрировал в 1888 г., и этот год можно считать
началом эры грамзаписей.
До 1896 г. диск приходилось вращать вручную, и это было главным
препятствием широкому распространению граммофонов. Эмиль Берлинер
объявил конкурс на пружинный двигатель - недорогой, технологичный,
надежный и мощный. И такой двигатель сконструировал механик Элдридж
Джонсон, пришедший в компанию Берлинера. С 1896 по 1900 гг. было
произведено около 25000 таких двигателей. Только тогда граммофон
Берлинера получил широкое распространение.
Первые пластинки были односторонними. В 1903 году впервые был выпущен
12-дюймовый диск с записью на двух сторонах. Его можно было «проиграть»
в граммофоне с помощью механического звукоснимателя - иглы и мембраны.
Патефон (от названия французской фирмы «Pathe») имел форму
портативного чемоданчика. Основными недостатками грампластинок были их
хрупкость, плохое качество звука и малое время проигрывания - всего 3-5
минут (при скорости 78 оборотов в минуту). В довоенные годы в магазинах
даже принимали «бой» пластинок для переработки. Патефонные иглы нужно
было часто менять. Вращалась пластинка с помощью пружинного двигателя,
который приходилось «заводить» специальной ручкой. Однако, благодаря
своим скромным размерам и весу, простоте конструкции и независимости от
электрической сети, патефон получил очень широкое распространение среди
любителей классической, эстрадной и танцевальной музыки. До середины
нашего века он был непременной принадлежностью домашних вечеринок и
загородных поездок.
На
смену патефону пришел электрофон, более известный как проигрыватель.
Вместо пружинного двигателя для вращения пластинки в нем использовался
электрический двигатель, а вместо механического звукоснимателя был
применен сначала пьезоэлектрический, а позднее более качественный -
магнитный.
Звукосниматели преобразовывали колебания иглы, бегущей по звуковой
дорожке грампластинки, в электрический сигнал, который после усиления в
электронном усилителе поступал в громкоговоритель. А на смену хрупким
грампластинкам в 1948-1952 годах пришли так называемые «долгоиграющие» -
более прочные - практически небьющиеся, а главное, обеспечивающие
гораздо большее время проигрывания. Это было достигнуто за счет сужения и
сближения между собой звуковых дорожек, а также за счет снижения числа
оборотов с 78 до 45, а чаще до 33 оборотов в минуту. Качество
воспроизведения звука при проигрывании у таких пластинок значительно
повысилось. В 1940-1950 годы в Москве на улице Горького существовала
такая студия, где за небольшую плату можно было записать маленькую
пластинку диаметром сантиметров 15 - звуковой «привет» своим родным или
знакомым. В те же годы на кустарных звукозаписывающих аппаратах
осуществляли подпольную запись пластинок джазовой музыки и блатных
песенок, подвергавшихся в те годы гонению. Материалом для них служила
отработанная рентгеновская пленка. Эти пластинки так и назывались - «на
ребрах», так как на просвет на них были видны кости. Качество звука на
них было кошмарным, но за неимением других источников они пользовались
огромной популярностью, особенно у молодежи.
В 1898 году датский инженер Вольдемар Паульсен (1869-1942 гг.)
изобрел аппарат для магнитной записи звука на стальной проволоке. Назвал
он его «телеграфоном». Однако недостатком использования проволоки в
качестве носителя была проблема соединения отдельных ее кусков.
Связывать их узелком было невозможно, так как он не проходил через
магнитную головку. К тому же стальная проволока легко путается, а тонкая
стальная лента режет руки. В общем, для эксплуатации она не годилась.
В дальнейшем Паульсен изобрел способ магнитной записи на вращающийся
стальной диск, где информация записывалась по спирали перемещающейся
магнитной головкой. Вот он, прообраз дискеты и жесткого диска
(винчестера), которые так широко используются в современных компьютерах!
Кроме того, Паульсен предложил и даже реализовал с помощью своего
телеграфона первый автоответчик.
В 1927 году Ф. Пфлеймер разработал технологию изготовления магнитной
ленты на немагнитной основе. На базе этой разработки в 1935 году
немецкая электротехническая фирма «AEG» и химическая фирма «IG
Farbenindustri» продемонстрировали на Германской радиовыставке магнитную
ленту на пластмассовой основе, покрытой железным порошком. Освоенная в
промышленном производстве, она стоила в 5 раз дешевле стальной, была
гораздо легче, а главное, позволяла соединять куски простым склеиванием.
Для использования новой магнитной ленты был разработан новый
звукозаписывающий прибор, получивший фирменное название «Magnetofon».
Оно и стало общим наименованием подобных приборов.
Таким образом, владелец магнитофона, по сравнению с патефоном, не
только получил возможность воспроизводить звук, записанный раз и
навсегда на грампластинке, но мог теперь и сам производить запись звука
на магнитной ленте, причем не в студии звукозаписи, а в домашних
условиях или в концертном зале. Именно это замечательное свойство
магнитной записи звука обеспечило широкое распространение в годы
коммунистической диктатуры песен Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и
Александра Галича. Достаточно было одному любителю записать эти песни на
их концертах в каком-нибудь клубе, как эта запись с быстротой молнии
распространялась среди многих тысяч любителей.
Первые
магнитофоны были катушечными (бобинными) - в них магнитная пленка была
намотана на катушки. При записи и воспроизведении пленка перематывалась с
заполненной катушки на пустую.
После окончания Второй мировой войны, начиная с 1945 года, магнитная
запись получила широкое распространение во всем мире. На американском
радио магнитная запись была впервые использована в 1947 году для
трансляции концерта популярного певца Бинга Кросби. При этом были
использованы детали трофейного немецкого аппарата, который был привезен в
США предприимчивым американским солдатом, демобилизованным из
оккупированной Германии. Бинг Кросби затем вложил свои средства в
производство магнитофонов. В 1950 году в США уже продавалось 25 моделей
магнитофонов.
Многие до сих пор хранят их в подвалах и кладовках. Только вот зачем
нам, Плюшкиным, они нужны, ума не приложу. Их век давно уже прошел.
Позднее на смену катушечным магнитофонам пришли кассетные. Первый такой
аппарат разработала фирма «Philips» в 1961-1963 годах. В нем обе
миниатюрные катушки - с магнитной пленкой и пустая - были помещены в
специальную компакт-кассету и конец пленки заранее закреплен на пустой
катушке. Таким образом, был существенно упрощен процесс зарядки
магнитофона пленкой. Первые компакт-кассеты были выпущены фирмой
«Philips» в 1963 году. А еще позднее появились двухкассетные
магнитофоны, в которых был возможен процесс перезаписи с одной кассеты
на другую.
На основе стандартной компакт-кассеты компанией «Sony» был разработан
портативный проигрыватель (аудиоплеер), получивший название «walkman»,
то есть «человек гуляющий».
VHS
Формат
VHS (Video Home System) был разработан в 1976 г. компанией JVC. Эта
новинка впервые соединила звук и видео, подарив людям возможность
смотреть новинки кинопроката, не дожидаясь их телевизионного вещания. В
этом же году в Европе и Азии появились первые кассеты и, соответственно -
видеомагнитофоны, а на будущий год – и в США. Благодаря VHS люди
впервые смогли смотреть фильмы и концерты любимых звезд эстрады дома.
«Это была настоящая революция, - рассказывает кинокритик Леонард Малтин.
– Продажи билетов в кинотеатрах резко сократились. С появлением
домашнего видео изменилось сознание людей, появился больший интерес к
фильмам. Впоследствии покупатели начали создавать домашние коллекции».
LD
Дело шло дальше. На горизонте замаячил так называемый «Laserdisk»
(LD), продемонстрированный компаниями «Philips» и МСА в тех же 70-х.
Огромный 30-сантиметровый диск попытались протолкнуть как замену для
видеокассет формата VHS. «Laserdisk» представлял собой практически
пол-ностью аналоговый носитель с цифровым звуком, диски вмещали до 60
минут видео. Изначально диск приходилось переворачивать по прошествии 60
минут на другую сторону. Затем производители техники выпустили плееры, в
которых считывающая головка научилась перемещаться с одной стороны на
другую, при этом зрителю все равно приходилось ждать, когда начнется
считывание. Фильмы на двух и более дисках - отдельная история.
Специально для таких комплектов «Pioneer» выпустила проигрыватель с
двумя лотками. Технологию несколько раз переименовывали, но спасти ее
так и не удалось. Плееры с поддержкой LD появлялись вплоть до 2003 года.
Ныне это раритет.
СD
В
тех же 70-х прошлого века Джеймс Рассел (подробнее в журнале №10 2009
г.) создает совершенно новый носитель информации, заменивший
грампластинку, - оптический диск (компакт-диск - Compact Disk - СD) для
записи и воспроизведения звука. В 1982 году начинается массовое
производство компакт-дисков.
По сравнению с механической звукозаписью компакт-диск имел целый ряд
преимуществ - очень высокую плотность записи и полное отсутствие
механического контакта между носителем и считывающим устройством в
процессе записи и воспроизведения. С помощью лазерного луча сигналы
записывались на вращающийся оптический диск цифровым методом.
Хранить звуковые записи в цифровой форме на оптических дисках было
гораздо удобнее, чем в аналоговой форме на грампластинках или
магнитофонных кассетах. Прежде всего, несоизмеримо повышалась
долговечность записей. Фирма «Sony» давала 50-летнюю гарантию хранения
данных на таких дисках.
Компакт-диски стали как никогда популярными ближе к середине 1990-х,
когда появились специальные форматы для записи видео (Video CD, Super
Video CD) и фото (Photo CD, Picture CD). Позже «Sony» и «Philips»
разработали перезаписываемый диск CD-RW (Compact-Disk Rewritable).
Мини
CD-диск действительно стал краеугольным камнем аудиоиндустрии, но
технологии звукозаписи двигались вперед. В 1992 году вниманию
покупателей было представлено устройство, проигрывающее так называемые
мини-диски. Записывался такой магнитооптический диск при помощи
локального намагничивания поверхности носителя с помощью лазера и
внешнего магнитного поля, а проигрывался оптическим путем при
непосредственном участии все того же полупроводникового лазера. Свое
название мини-диски получили из-за размера - их диаметр был всего 64 мм.
При этом играл он те же 74 минуты, что и CD (в другом варианте - 60
мин).
Большая продолжительность звучания при достаточно малых размерах
объяснялась тем, что запись на мини-диск производится при 5-6-кратном
сжатии информации, то есть качество записи как бы ухудшалось в те самые
5-6 раз. Однако человеческому уху это было практически не заметно:
результатов такой компрессии оно просто не замечало, так как по своей
природе способно воспринимать звуковую информацию лишь в определенных
частотных и временных границах.
Для удобства хранения и защиты от небрежного обращения мини-диски
помещались в пластиковые кассеты. Считывание производилось через
маленькое окошко, открывавшееся только в дисководе (аналогично были
устроены компьютерные флоппи-диски). Правда, несмотря на все
многочисленные достоинства мини-дисков, они оказались тупиковой веткой.
DVD
На смену существующим компакт-дискам пришел новый стандарт носителей
информации - DVD (Digital Versatil Disc или цифровой диск общего
назначения). На вид они ничем не отличался от компакт-дисков. Их
геометрические размеры были одинаковы. Основное отличие DVD-диска -
гораздо более высокая плотность записи информации. Он вмещал в 7-26 раз
больше информации, чем CD. Это было достигнуто благодаря более короткой
длине волны лазера и меньшему размеру пятна сфокусированного луча, что
дало возможность уменьшить вдвое расстояние между дорожками. Кроме того,
DVD-диски могли иметь один или два слоя информации. У DVD-диска каждый
слой информации был вдвое тоньше, чем у CD-диска.
Появился DVD не так давно, а именно в 1995-м году, весной. Кто же
авторы этого чудеснейшего изобретения? Авторы – это десять крупных
мировых компаний: «SONY», «TOSHIBA», «HITACHI», «JVC», «PHILIPS»,
«THOMSON», «PIONEER», «MITSUBISHI», «TIME WARNER» и «MATSUSHITA». Зачем
же так много? И почему они все работали над одним форматом? Тому есть
разумное объяснение: они не хотели развязывать войну стандартов и
создали единую компанию, под названием «DVD Consortium», в обязанности
которой входило изобретение и продвижение продукта на рынке,
согласованная разработка новых спецификаций и лицензирование
предприятий, записывающих информацию на DVD. VHS окончательно вымер.
Тут же появляются CD-, а впоследствии и DVD-плееры. На моей памяти
они стали хитом. И в то же самое время быстро перешли из ряда новинок в
разряд старинок. Виной всему – появление флеш-памяти.
МР3
Толчком
к появлению МР3-плееров явилась разработка в середине 80-х годов
формата сжатия звука в институте Фраунгофера в Германии. В 1989 году
институт получил патент на MP3 в Германии и несколько лет спустя он был
представлен Международной организации по стандартизации (ISO). МР3
получил официальное название MPEG-1 Layer3. Этот формат позволил хранить
звуковую информацию, сжатую в десятки раз, без заметной потери качества
воспроизведения.
Вторым наиболее важным толчком к появлению МР3-плееров явилась
разработка портативной флэш-памяти. Попытки изобрести флэш-память
предпринимались еще 80-х годах. Первой компанией, изготовившей
флэш-память и выпустившей её на рынок, стала «Intel». В 1988 году была
продемонстрирована флэш-память на 256 кБит, которая имела размеры
обув-ной коробки. Размеры, прямо скажем, далеко не миниатюрные.
Изобретение было названо NOR-флэш-память. Оно имело относительно
медленные скорости записи и удаления информации, да и число циклов
записи было относительно невелико. Мало того – цена ее не прельщала
среднего потребителя. Одним словом, для населения это был не вариант.
Разработка дорабатывалась десятилетиями, и, наконец, в 1998 году,
когда флэш-память была достаточно уменьшена в размерах и улучшена в
качестве, на рынке появляются первые MP3-плееры («MOVING PICTURES EXPERT
LAYER»). В первом портативном MP3-плеере информация хранилась не на
диске, а в меньшей по размеру флеш-карте, изготовленной с применением
полупроводниковых элементов памяти.
Flash-память представляла собой микросхему на кремниевом кристалле.
Ее полное название - Flash Erase EEPROM (Electronically Erasable
Programmable ROM) переводится как «быстро электрически стираемое
программируемое постоянное запоминающее устройство».
Первый MP3-плеер стоил немало. Но у такого устройства была масса
преимуществ перед CD-плеером, среди них: микроскопические размеры,
отсутствие движущихся частей (что значительно повышало срок его жизни),
значительно меньшее энергопотребление, нечувствительность к тряске,
бесшумность и возможность многократной перезаписи файлов.
MP3 стал первым массово приз-нанным форматом хранения аудио после
CD-Audio. Были разработаны МР3-плееры и на базе жестких дисков, в том
числе на базе миниатюрного жёсткого диска IBM MicroDrive. Одним из
пионеров использования жестких дисков (HDD) стала компания «Apple». В
2001 году она выпустила первый образец МР3-плеера iPod с жестким диском 5
Гбайт, вмещающий запись около 1000 песен.
Он обеспечивал 12 часов автономной работы благодаря литий-полимерному
аккумулятору. Размеры первого iPod составляли - 100x62x18 мм, вес - 184
грамма. Первый iPod был доступным только пользователям компьютеров
«Macintosh». Следующая версия iPod, появившаяся спустя полгода после
выхода первого, уже была доступна и для Windows.
У формата MP3 сегодня существуют, конечно, конкуренты, правда, пока
они ему совсем не страшны. Перспективным форматом считается VQF. Его
файлы занимают на 30-35% меньше места, чем MP3, а качество звучания при
этом гораздо лучше. О массовом переходе на VQF пока речь не идет,
слишком велико распространение MP3, но ситуация может измениться в любой
момент…
|