Музей истории изобретений Главная |   Музыкальные инструменты  | Устройства |

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Ноябрь » 6 » Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
13:27
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Автор: З.О. Донцова, воспитатель МБДОУ ДСКВ N2 «Калинка» Город Нижневартовск.

 

http://www.moi-detsad.ru/konsultac498.html

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена. 
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования  музейной педагогики. Интерактивность – основной  методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

  • Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
  • Гармонизация развития творческой личности,
  • Формирование национальной идеологии,
  • Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских  тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.    Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться  местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом  повышения культурно-образовательного процесса.
В то же время  здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать многим из них прогнозируемых и планируемых результатов:
1.Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы мини- музеев в мировой образовательной практике.
2.Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику  или обеспечивающих деятельность мини- музеев: в результате не учитывается специфика отдельного мини- музея и его возможностей для оптимизации  учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности  музея на достойном профессиональном уровне.

  • Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским  делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет.

Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны.
 Современная музейная педагогика развивается в русле  проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина  и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога. 
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики  являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на  стыке музееведения, педагогики, психологии.
Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.
Объект музейной  педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к  организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной,  исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к  самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:

  • Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
  • Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
  • Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп.
 
    Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества
При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации  учебных общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем  модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования .
Итак,  в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:

  • цель,
  • задачи,
  • направления,
  • принципы,
  • музейные педагогические технологии.

По данному алгоритму можно составить такую модель  и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:

  • Воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его процветании;
  • Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  •   Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • Освоение нового типа  занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • .Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Развитие речи и расширения словарного запаса.
  • Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
  • Воспитание культуры поведения.

Направления деятельности музея:

- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее. 
Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт  возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный  процесс, проходящий несколько этапов:

  • Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
  • Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии  является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.   К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
  •  Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым  строится текст экскурсии,  и её проведение.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы  музея является  разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

  • Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
  • Комплексность – включение всех типов восприятия;
  • Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к детям, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ребенка.
      Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа? В садах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в  рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных  процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения  развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении  к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использованметод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если музейное занятие  сохраняет преемственность с традиционными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения занятия, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
-  занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
 Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое  посещение  музея – это  занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе  занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
            Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,  насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в  коммуникативные ситуации, требуя проявления  качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитателя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного образования, выполняющей социальный заказ общества.
         Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 
       Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накоплен-
ные историко-культурные ценности.  
Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности  детей выделены следующие принципы:

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  • Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
  • Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
  • Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Для организации работы педагоги  используют  такие формы организации работы с детьми:
I.  Ежедневные

  • коллекционирование вместе с детьми;
  •  создание мини-музеев;
  •  работа клуба «Друзья музея».

II. Еженедельные:

    • Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.
  • игры-развлечения  «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».
  • Игры путешествия:  «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».
  • Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
  • Игры – эстетические упражнения:
  • «Закрась поднос», «Закончи узор»;
    • Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).
    • Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)

                                              III. Периодические.  
  
 Проведение в мини-музеях  тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея)
           Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству. 
В процессе создания музейного комплекса  всю работу разделили на  этапы. 
Подготовительный этап.  В начале работы  (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. 
Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями. 
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах. 
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. 
Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с опроса родителей. Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как результат, было решено организовать мини-музей «Хлеб».
Целью организации музея стал анализ наблюдений за детьми, анализ уровня сформированности у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре. 
В предварительном этапе в создании музея организовали коллекции зерна, сортов муки, поделок из соленого теста и организовали праздник «День рождение музея «Хлеб».
 Созданию музея повлияла проблемная ситуация : дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с широким слоем общественной общезначимой жизнью с национальным государственным самосознанием. Исходя из этих направлений выделились  цели:
-воспитание патриотичности и национального самосознания  детей;
-уважение к труду взрослых;
-воспитание бережного отношения к продукту;
-формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности
Работа в музее тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольном учреждении. Здесь проходят и знакомство с производством хлеба, и занятия по изодеятельности, по конструированию, и экспериментальная и исследовательская деятельность, и работа по проектной деятельности, и тесная взаимообратная работа с родителями, и приобщение к миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.
Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов и привнесение новых. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго. Таких экспонатов в нашем музее уже больше сотни.
В музее постоянно проводятся различные мероприятия. Очень интересно проходят опыты и эксперименты  по проращиванию зерна. Опыт называется «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами – «Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее прошел проект «Береги хлеб». Дети собрали весь хлеб, который остался после обеда и взвесили его, результат поразил детей. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу. 
Праздники в нашем музее особенные, они сопровождаются интересными событиями, которые поучительны для детей и заканчиваются как правило совместным с родителями чаепитием. На таких праздниках дети узнали о разных видов хлеба у разных народов, о правильной сервировке и о правильном употреблении некоторых видов продуктов, о значении пословиц и поговорок о хлебе у разных народов, и многое другое.
Работа в музее дала толчок для продолжения  исследовательской деятельности. Воспитанник нашей группы Олег Т. Вместе с бабушкой вырастили на даче рожь и принесли к нам в музей. Опыт Олега заинтересовал детей и взрослых, можно ли в наших сибирских условиях вырастить из зерна полноценный продукт, это оказалось вполне возможно.
Музей стал для нас источником вдохновения. Изучая продукцию из муки – макаронные изделия – мы создали целые картины и поделки.
Вместе с детьми изготовили макеты хлебного поля, меняли его экспозицию согласно времени года.
При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает  сама созданная  среда  музея.
В нашем музее собраны картины художников, посвященных хлебу, воспевающих труд хлебороба. Это картины Васнецова, Яблонской, Шишкина, Дауните, Савицкого  и др.
Взаимосвязь с другими видами деятельности
Развитие речи-словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой.
Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.
Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения.
Исскуство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.
Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром.
Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.
Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой  части общего развития.
      В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в  детском саду  созданы мини-музеи: «Русская изба», «Музей, посвященный Великой Отечественной Войне», «Югорский край», «Музей воздуха», картинная галерея. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. 
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. 
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. 
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
     Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

 

Список литературы.
1.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007. – С. 
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
4.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ "Сфера”, 2006.
5. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004. 
10.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002. 
7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

Просмотров: 3122 | Добавил: i_elf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Музей

  • Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
  • Адрес музея:
  • 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135 (площадь Ленина)
  • Официальный сайт
  • Полезные ссылки

  • Виртуальный музей Павла Богданова
  • Виртуальный музей Кавказа
  • Музей музыкальных инструментов
  • Музей советских игровых автоматов

  • НеПотеряйка