Музей истории изобретений Главная |   Музыкальные инструменты  | Устройства |

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Март » 31 » 4D Стимул: много идей с разных сторон
22:44
4D Стимул: много идей с разных сторон

4D Стимул: много идей с разных сторон 7.11.02008

4D Cтимул — это метод создания идей, который позволяет взглянуть на задачу под разными углами и таким образом расширить для себя поле возможностей ее решения. Технически это случайный стимул, поверх которого наложена сетка из четырех параметров — свойства, функции, символы и процессы.

Лучший способ познакомиться с 4D Стимулом — не просто читать инструкцию, которая сейчас последует, а сразу опробовать ее на практике. Наверняка перед вами стоит какая-то профессиональная или личная задача, для решения которой не помешали бы свежие идеи. Если сейчас вы потратите на работу с ней несколько лишних минут, вполне возможно, что одной проблемой на земле сегодня станет меньше :)

Инструкция

  1. Готовим поле.
    • Четко сформулируйте задачу — в виде ключевых слов, если она связана с объектом (например, «дизайн затычки для ванной») или вопроса, если это открытая задача (например, «Как заработать в кризис?»).
    • Выберите слово-стимул. Это может быть случайно выбранное слово из словаря или книги или другой объект, соответствующий заранее определенным критериям (например, ближайший красный предмет).
    • Нарисуйте на весь лист А4 сетку размером 3 колонки на 4 ряда (плюс шапка). Первую колонку сделайте самой маленькой — на одно слово, вторую побольше, а третью — самой большой. Первую колонку назовите «Параметры», во второй напишите выбранный стимул, в третьей — свою задачу.
  2. Свойства
    • В колонке параметров в первом ряду таблицы напишите «Какой?». В следующей колонке выпишите как можно больше свойств стимула, по одному на строке. Например, если стимул — «лампа», напишите:
      — яркая
      — светлая
      — уютная
      — настольная и т.д.
    • Теперь попробуйте поочередно применить эти качества к искомому объекту или решаемой задаче. Через некоторое время вы начнете видеть связи. Записывайте в третьей колонке все возникающие идеи. Например: «Светлая затычка для ванной» — затычка со светодиодами, отображающими температуру воды.
  3. Функции
    • В следующем ряду таблицы в колонке параметров напишите «Зачем?», в колонке стимула выпишите функции стимула, а в третьей снова записывайте идеи. В случае с лампой в первой колонке будет:
      — продлевает день
      — дает возможность работать, не мешая другим
      — сигнализирует, что человек не спит (лампа в окне) и т.д.
    • Затем снова примените эти функции к исходной задаче. Например, затычка для ванной с датчиком движения, которая включает сигнализацию, когда человек засыпает в ванне.
  4. Символы
    • Следующий ряд посвящен символам и метафорам, связанным со стимулом — в случае лампы это:
      — одиночество
      — работа допоздна
      — поэтический вечер и т.д.
    • Затем, как обычно, используйте результаты сопоставления символов с решаемой задачей для генерации идей. Например, вечер «Поэзия своего бизнеса» для потерявших работу в результате кризиса :)
  5. Процессы
    • В последнем ряду опишите любые процессы, связанные со стимулом (например, как работает электрическая или керосиновая лампа, как покупатель в магазине выбирает лампу и т.д.).
    • Затем примените их к задаче, используя метод аналогий, о котором я недавно рассказывал.
  6. Собираем урожай
    • После перерыва посмотрите свежим взглядом на получившийся список идей, выберите лучшие идеи и доработайте их.

Несколько советов

  • Если у вас не возникает никаких связей между какой-то вариацией стимула и задачей, смените точку зрения или расширьте поле ассоциаций. Ваша задача — найти такие условия, при которых эта связь появится. Если ничего не помогает, пропускайте эту вариацию и двигайтесь дальше. Но в любом случае пропусков не должно быть больше, чем попаданий.
  • Не меняйте стимул, если вам кажется, что он не подходит, неудачен, пуст, ни о чем не говорит и т.д. Плохих стимулов не существует, потому что мир мышления — это антилабиринт, где из любой точки можно попасть туда, куда надо.

У мноих читателей, несомненно, возник вопрос, откуда взялся именно такой набор параметров. Главная задача колонки параметров — дать мышлению свежий импульс и показать возможные направления работы, поэтому по большому счету параметры могут быть любыми. Однако предложенный набор параметров не случаен — он основан как на моем собственном опыте, так и на рекомендациях экспертов по креативности (например, использовать свойства стимула предлагает Эдвард де Боно, а метафоры и аналогии активно использовались в синектике).

По моим ощущениям этот метод удобен для короткой креатив-сессии, потому что с большой вероятностью дает на выходе несколько разных идей за относительно небольшое время. Если вы опробовали его на практике, будет интересно узнать, что получилось.

Просмотров: 878 | Добавил: i_elf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Музей

  • Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
  • Адрес музея:
  • 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135 (площадь Ленина)
  • Официальный сайт
  • Полезные ссылки

  • Виртуальный музей Павла Богданова
  • Виртуальный музей Кавказа
  • Музей музыкальных инструментов
  • Музей советских игровых автоматов

  • НеПотеряйка