4D Стимул: много идей с разных сторон 7.11.02008
4D Cтимул — это метод создания идей, который позволяет взглянуть на
задачу под разными углами и таким образом расширить для себя поле
возможностей ее решения. Технически это случайный стимул, поверх которого наложена сетка из четырех параметров — свойства, функции, символы и процессы.
Лучший способ познакомиться с 4D Стимулом — не просто читать
инструкцию, которая сейчас последует, а сразу опробовать ее на практике.
Наверняка перед вами стоит какая-то профессиональная или личная задача,
для решения которой не помешали бы свежие идеи. Если сейчас вы
потратите на работу с ней несколько лишних минут, вполне возможно, что
одной проблемой на земле сегодня станет меньше :)
Инструкция
- Готовим поле.
- Четко сформулируйте задачу — в виде ключевых слов, если она связана с
объектом (например, «дизайн затычки для ванной») или вопроса, если это
открытая задача (например, «Как заработать в кризис?»).
- Выберите слово-стимул. Это может быть случайно выбранное слово из
словаря или книги или другой объект, соответствующий заранее
определенным критериям (например, ближайший красный предмет).
- Нарисуйте на весь лист А4 сетку размером 3 колонки на 4 ряда (плюс
шапка). Первую колонку сделайте самой маленькой — на одно слово, вторую
побольше, а третью — самой большой. Первую колонку назовите «Параметры»,
во второй напишите выбранный стимул, в третьей — свою задачу.
- Свойства
- В колонке параметров в первом ряду таблицы напишите «Какой?». В
следующей колонке выпишите как можно больше свойств стимула, по одному
на строке. Например, если стимул — «лампа», напишите:
— яркая
— светлая
— уютная
— настольная и т.д. - Теперь попробуйте поочередно применить эти качества к искомому
объекту или решаемой задаче. Через некоторое время вы начнете видеть
связи. Записывайте в третьей колонке все возникающие идеи. Например:
«Светлая затычка для ванной» — затычка со светодиодами, отображающими
температуру воды.
- Функции
- В следующем ряду таблицы в колонке параметров напишите «Зачем?», в
колонке стимула выпишите функции стимула, а в третьей снова записывайте
идеи. В случае с лампой в первой колонке будет:
— продлевает день
— дает возможность работать, не мешая другим
— сигнализирует, что человек не спит (лампа в окне) и т.д. - Затем снова примените эти функции к исходной задаче. Например,
затычка для ванной с датчиком движения, которая включает сигнализацию,
когда человек засыпает в ванне.
- Символы
- Следующий ряд посвящен символам и метафорам, связанным со стимулом — в случае лампы это:
— одиночество
— работа допоздна
— поэтический вечер и т.д. - Затем, как обычно, используйте результаты сопоставления символов с
решаемой задачей для генерации идей. Например, вечер «Поэзия своего
бизнеса» для потерявших работу в результате кризиса :)
- Процессы
- В последнем ряду опишите любые процессы, связанные со стимулом
(например, как работает электрическая или керосиновая лампа, как
покупатель в магазине выбирает лампу и т.д.).
- Затем примените их к задаче, используя метод аналогий, о котором я недавно рассказывал.
- Собираем урожай
- После перерыва посмотрите свежим взглядом на получившийся список идей, выберите лучшие идеи и доработайте их.
Несколько советов
- Если у вас не возникает никаких связей между какой-то вариацией
стимула и задачей, смените точку зрения или расширьте поле ассоциаций.
Ваша задача — найти такие условия, при которых эта связь появится. Если
ничего не помогает, пропускайте эту вариацию и двигайтесь дальше. Но в
любом случае пропусков не должно быть больше, чем попаданий.
- Не меняйте стимул, если вам кажется, что он не подходит, неудачен,
пуст, ни о чем не говорит и т.д. Плохих стимулов не существует, потому
что мир мышления — это антилабиринт, где из любой точки можно попасть
туда, куда надо.
У мноих читателей, несомненно, возник вопрос, откуда взялся именно
такой набор параметров. Главная задача колонки параметров — дать
мышлению свежий импульс и показать возможные направления работы, поэтому
по большому счету параметры могут быть любыми. Однако предложенный
набор параметров не случаен — он основан как на моем собственном опыте,
так и на рекомендациях экспертов по креативности (например, использовать
свойства стимула предлагает Эдвард де Боно, а метафоры и аналогии активно использовались в синектике).
По моим ощущениям этот метод удобен для короткой креатив-сессии,
потому что с большой вероятностью дает на выходе несколько разных идей
за относительно небольшое время. Если вы опробовали его на практике,
будет интересно узнать, что получилось.
|