Гордон с исследования работы отдельных творческих личностей. Но очень
скоро он увидел и минусы подобного подхода. "Человек, который описывает
свой собственный творческий опыт уже после успешного решения, является
сомнительным источником информации, т. к. его субъективное осмысление
происшедшего может скрыть от нас сущность его фактического опыта". Не
очень эффективно рассматривать и биографические работы.
Таким образом, в синектике, по мнению Гордона, результаты решения
проблемы рациональны, процесс же, приводящий к решению, основан на
сознательном привлечении и развитии образов, лежащих в основе идей, то
есть нерационален.
Необычным также является организация влияния группы на творческую
активность индивидов. Большое внимание уделяется попыткам превзойти
самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание в
группе синекторов определяются как престижные; каждый стремится в
процессе решения взять на себя наибольшую часть трудностей.
Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является
функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов,
эмоциональных особенностей. Важным критерием для отбора членов группы
является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к
проблеме:
- Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около.
- Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха.
- Когда он не прав, связывает ли это со своими действиями или опрадывается, ищет причины вовне.
- Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную
энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический
момент.
Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового
штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении
активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы
особо не учитываются. В синектике, наоборот, скорее будут выбраны два
человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них
значительны отличия в эмоциональной сфере.
Уход от узкой специализации, наличие в группе профессионалов в
различных областях знаний позволяет работать над проблемой с самых
различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть
компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится
решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной
области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли
"энциклопедии", либо "адвоката дьявола". В первом режиме он работает
скорее пассивно, т. е. выдает конкретные советы, справки по запросам
членов группы. В режиме "адвоката дьявола" он сразу же выявляет и
отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто
эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится
много работать над адаптацией специфической терминологии своей
специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным
переводом, а также допускать "вторжение" группы на "территорию" его
области знаний.
Важнейшим элементом синектического процесса является практическая
реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны
принимать участие в практической работе, в том числе работать руками,
это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей
форме. Без выхода в практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а
они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности. (Широко
известен эффект "всезнайства", формирующийся у людей, не связанных с
практической деятельностью).
Историческая справка
Обрисуем вкратце историю исследований природы творческого процесса,
которые привели к появлению синектики. В 1944 г. Гордон решил
"атаковать" тайну творчества в той области, где отсутствовали
рекомендации, а именно в области действенного описания самого
творческого процесса. Работа началась с серии наблюдений за
изобретателем, который был вовлечен одновременно в процесс изобретения и
психоанализа, рефлексии.
Это потребовало от изобретателя больших усилий по соединению
способности создавать новое и одновременно осознавать процесс
собственного мышления. В процессе его работы производилась запись на
магнитофон. Анализ текста показал, что изобретатель постоянно
возвращался к определенному набору психологических состояний. Эти
состояния затем были определены следующим образом:
1. ОТРЕШЕННОСТЬ. Чувство, которое изобретатель описывал как "будучи отдаленным (от чего-то)".
2. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Близость определена тем, что "Как бы я себя
чувствовал, если бы был пружиной? Я не могу отделаться от моей
собственной упругости".
3. ОТКЛАДЫВАНИЕ. Чувство того, что необходимо удержать себя от преждевременных попыток сделать окончательный вывод.
4. РАЗМЫШЛЕНИЕ. Повторяющиеся попытки заставить ум действовать
свободно ("Что будет, если высотометр был бы просто пружиной?..").
5. АВТОНОМИЯ ОБЪЕКТА. Чувство, описанное изобретателем в конце его
работы, когда сама проблема подходит к концептуальному решению ("Я
чувствую, что эта штука сама по себе, полностью вне меня... ").
В дальнейшем, в 1945 г., была проведена серия интервью с
представителями науки и искусства, целью которых было выяснить -
являются ли перечисленные выше психологические состояния уникальными,
присущими одному человеку или они широко распространены. Была отмечена
высокая степень их узнавания. Впоследствии оказалось, что можно выделить
четыре аспекта психологического процесса: вовлеченность - отрешенность,
откладывание, размышление и автономия объекта. В дальнейшем работа
продолжалась в Гарвардской лаборатории подводной акустики в группах,
работавших над специфическими проблемами гидродинамики.
Однако несмотря на уже имеющийся опыт, попытки включения выявленных механизмов в процесс реальной работы были не совсем удачны.
"Когда мы говорили: "Давайте будем в этом месте максимально
вовлечены... " - или "Не могли бы мы отложить выдачу решений на
некоторое время?", то мы встречали некоторое трудноопределимое
противодействие со стороны групп. Группы не только были возмущены
попыткой повлиять на ход мысли, но и бывали рассержены неуместным
легкомыслием в формулировках наших требований"].
Здесь Гордон столкнулся с тем, что призывы, не раскрывающие
механизмов деятельности, имеют довольно низкую эффективность. Осознание
этой и многих других неудач заставило его продолжать совершенствование
выявленных механизмов и способов их представления, включения в
деятельность.
В 1946-1948 годах акцент в работе был изменен. От попыток
осознания того, что происходит в мозгу в момент озарения, Гордон
переходит к поиску психологических условий и состояний, которые
позволяют эффективно развиваться творческому процессу. Работа
проводилась с группами художников, артистов, которым предлагалось
совместно решать технические проблемы. Открытость, коммуникабельность,
нацеленность на творчество этой группы людей позволили несколько
углубить подходы к управлению творчеством, однако больших результатов
получено не было, и в дальнейшем произошел возврат к работе с
инженерами. Начиная с 1952 года целью работы стало создание плана -
схемы, которую люди могли бы применять для увеличения их творческих
возможностей. Гордон окончательно переходит к выявлению операторов
творческого процесса. "Наша задача была в том, чтобы выделить
психологические механизмы и зафиксировать повторяющиеся психологические
состояния, которые могут быть описаны конкретными терминами и изучены в
экспериментальном смысле".
В период между 1953 и 1959 годами понятие психологических
механизмов трансформировалось в некие рабочие механизмы, правила. Эти
механизмы являются конкретными функциональными инструментами для
получения преимуществ при проникновении в сущность проблемы с помощью
мощных, но, как правило, скрытых психологических состояний.
Постоянная работа над протоколами заседаний приводила к новым
интересным открытиям. Так, например, была замечена необходимость в
периодическом возврате к "банальным" истинам (повседневному опыту) в
процессе творчества. Такой возврат позволяет создавать сеть опорных
пунктов в рассуждениях. Интересную особенность имеет и функция лидера. В
синектических группах отказались от явного лидера, ибо выяснилось, что в
процессе работы лидер включает часть ресурсов в процесс подтверждения
своих прав, пытается сработать на одобрении своей деятельности. В то же
время лидер необходим. Сейчас в составе синектической группы, как
правило, роль лидера выполняют все члены группы поочередно, в
зависимости от особенностей ситуации. В протоколах был так же вскрыт
механизм превращения знакомых вещей (объектов изменения) в странные,
неузнаваемые.
Первоначальный успех при использовании этого приема привел к
расширению его применения. Делались попытки найти различные пути,
позволяющие человеку взглянуть на известный ему предмет новыми глазами,
избавиться от стереотипов в восприятии, а следовательно и от барьеров
при творческой работе. Тогда же Гордон вышел на осознанное применение
психофизиологической активизации.
Когда цель изобретения достигнута, это часто сопровождается
приятным возбуждением, душевным подъемом. Само по себе чувство, что ты
находишься на правильном пути - цельное психологическое состояние,
определяемое бессознательно как индикатор для выбора направления работы.
Появление этого ощущения "озарения" традиционно относится к категории
случайных и сугубо 'интуитивных явлений. В синектике это психологическое
состояние культивируется и искусственно вызывается с целью успешной
реализации творческого процесса.
"Мы наблюдали, что некоторые люди успешно отбирали пути
достижения цели, которые вели к наиболее простым решениям. Эти люди
поддаются приятному чувству - чувству "нахождения на верном пути" еще за
долго до того, как интуиция их будет подтверждена. Они считают это
чувство сигналом, подтверждающим правильность курса.
Когда "А" сделал интуитивное открытие, мы отматываем пленку
назад, для того чтобы напомнить ему, что он чувствовал в то время, когда
осознавал этот процесс. Или же мы просим "А" описать свои ощущения "В",
чтобы тот мог в нужный момент угадать их в себе".
Оказалось, что с помощью психофизиологической активизации можно
вводить себя в состояние, близкое к тому, которое испытывает человек во
время "инсайта", и это значительно повышает вероятность выхода на
сильные -решения. Наблюдения показали также, что в процессе работы
полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные
образы, т. е. то, что первоначально -было названо автором "игра" и
"неуместность". Однако настрой на выявление операторов заставил в
последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами. Оказалось,
что здесь существует три общих типа действий:
1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.
Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее
определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот
механизм также была включена "инверсия" как еще один метод обыгрывания
уже принятых значений.
2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия.
В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой
нарушен один из законов природы, и пытается ответить на вопрос: "Каким
образом мы можем добиться этого в действительности?"
3. Игра с метафорой.
Обыгрывание метафоры - один из плодотворных механизмов, когда нужно
знакомое сделать незнакомым, а незнакомое- знакомым. Используются
метафоры, основанные на явных .или подразумеваемых сравнениях как между
похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же
относится и механизм персонификации с его основным вопросом: "Как бы
себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим
существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если
бы был этой вещью?".
Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это
время было подготовлено много успешно работающих специалистов, что
позволяет сделать практический вывод: синектика успешно пытается
превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы
они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость.
Операторы синектики
Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в
ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является
художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы
синектики -конкретные психологические инструменты, которые поддерживают и
ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от
психологических состояний - таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр.
Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они
не управляемы. Термины "интуиция", "эмпатия" и пр. - просто названия,
прикрепленные к очень сложным действиям в надежде, что конкретное
обозначение активности на самом деле опишет ее. Операторы синектики, ее
механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных
психологических состояний.
Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть
творческим, интуитивным, вовлеченным или же допускать очевидные
несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать
это.
Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы
кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в
завершенном виде. Глобально синектическая работа включает в себя два
базовых процесса:
- превращение незнакомого в знакомое;
- превращение знакомого в незнакомое.
Превращение незнакомого в знакомое. Первое, что делает человек,
которому предстоит решить проблему - пытается ее понять. Этот этап
работы очень важен, он позволяет человеку свести новую ситуацию к уже
испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей
консервативен, и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему.
Необходим анализ, который может "проглотить" эту странность, подвести
под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках
привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны
конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы,
понимание проблемы будет меняться.
Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой
огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило,
требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из
проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав
тем самым потенциал для выхода на новые решения.
Превращение знакомого в незнакомое. Превратить знакомое в
незнакомое - означает исказить, перевернуть, переменить повседневный
взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда
имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть
один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для
других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного - основа
творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в
неизвестное:
1. Личная аналогия.
2. Прямая аналогия.
3. Символическая аналогия.
4. Фантастическая аналогия.
По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны
никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы
--специфические умственные операторы, специальные "орудия" активизации
творческого процесса. По мнению Гордона существует определенная
предрасположенность 'изобретателей -против какой-либо механизации
человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает
именно подобную "механизацию".
Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.
|