Катена
Автор: Виталий Колесник
Кате́на — это словесная игра, которая заключается в связывании двух
исходных слов в цепочку (катену) при помощи слов-ассоциаций, выбранных
по определенным правилам.
Катена — это не только развлечение: она также применется для создания идей, изучения иностранных языков, тестирования, развития мышления.
Примеры катен:
- ворота — игра — гитара
- вокзал — дорога — серпантин — спираль
- лошадь — сани — зима — лед — кубик
Правила игры
Для того, чтобы игра была интересной, нужны сравнимые результаты и
критерии их оценки. Именно для этого в игре существуют определенные
правила и ограничения.
А. Ограничения по используемым словам
- В игре используются только существительные.
- Нельзя использовать двойные слова (например, «лошадиная сила»).
- В катене должно быть не больше шести слов. Опыт показывает, что это всегда возможно.
Б. Ограничения по типам построения связей
Хотя существует множество способов связать одно слово с другим, не
все они годятся для интересной игры. Например, с любыми двумя словами
можно построить цепочку «предмет — нечто — другой предмет», так как
любой предмет есть нечто.
Поэтому в катене разрешаются только два типа связей: по контексту и по аналогии.
- Связи по контексту. Это связи, возникающие из типичных жизненных ситуаций, связанных со словом (например, торт — свеча, торт — крем).
- Связи по аналогии. Это связи, возникающие как общее при сопоставлении двух слов. Разрешены аналогии следующих типов:
- Аналогии по форме или структуре (например, штопор — спираль).
- Аналогии по функции (например, дождь — фонтан).
- Символические аналогии (например, трудность — стена).
Другие типы связей не разрешаются, поскольку их использование лишает
игру смысла. Чтобы помочь вам избежать ошибок при составлении катен,
приводим более подробный список не разрешенных связей:
- Аналитические связи — связи, основывающиеся на
рациональном анализе. В их число входят: связи частного и общего
(человек — млекопитающее — медведь); причинно-следственные связи (зима —
весна, т.к. после зимы наступает весна); связи по составу (пиво — вода,
т.к. в пиве содержится вода); связи по противоположности (вода — огонь)
и т.п.
- Эмпирические связи — произвольные связи,
основывающиеся на личном опыте игрока. Например, «мерседес — дача»,
потому что я езжу на дачу на мерседесе, или «клубника — организм»,
потому что мой организм любит клубнику.
- Связи по локальным культурным явлениям, т.е. такие,
основой для которых служит сленг, расхожие фразы, анекдоты, фильмы,
литературные персонажи и т.д. (например, шаль — вишня, поскольку
существует романс «темно-вишневая шаль»).
- Связи по созвучию или написанию (например, жабо — жаба).
- Синонимы (секира — алебарда).
Важно: все связи в катене должны быть максимально очевидными, то есть не требовать никаких пояснений.
По ссылке — много примеров катен, построенных по правилам.
В. Критерии оценки катен
Есть несколько достаточно объективных критериев, которые помогают сравнивать и оценивать катены.
- Соответствие правилам. Главное из них — все
связи внутри катены должны относиться только к разрешенным типам.
Например, в катене «ворота — футбол — Испания — гитара» связь «футбол —
Испания» является произвольной, поэтому эта катена не засчитывается.
- Краткость. Чем короче катена, тем лучше.
- Качество связей. Чем очевиднее и ярче связи между соседними словами, тем лучше.
- Поощряется игра слов, то есть использование двух значений одного слова, например как в катене «ворота — ключ — музыка».
Есть также ряд субъективных факторов, которые могут повлиять на
оценку, если она производится судьей или жюри, — стройность катены,
остроумие, позитивный эмоциональный заряд.
Г. Кто выигрывает?
Вот несколько вариантов:
- Игра для двоих: выигрывает игрок, который построит самую короткую катену с заданными исходными словами.
- Игра для группы: выигрывает игрок, который построит за заданное время как можно больше катен с заданными исходными словами.
- Игра для одного: построить определенное количество катен с заданными исходными словами.
- Игра для конкурса: выигрывает игрок, который
наберет больше баллов при заданном количестве катен (внутренняя система
баллов для конкурса разрабатывается отдельно). В этом случае лучше, если
катены будут оценивать люди, уже имеющие хороший опыт игры и легко
различающие типы и качество связей в катене.
Можно придумывать и другие варианты правил в зависимости от цели.
Например, для тренировки образного мышления можно ограничить разрешенные
связи только аналогиями, сняв запрет на длину катены — такая игра будет
гораздо более сложной.
История
Катена является разновидностью игры в ассоциации. Правила построения связей и название игры были разработаны Виталием Колесником
в 2004—2012 гг. Название «Катена» означает по-латыни «цепочка». В игру
оно пришло из философии: Catena Mundi у Декарта — связь всего сущего.
Большое спасибо за поддержку и помощь в развитии игры Сергею
Бирюкову, Элине Камаевой, Григорию Ситнину и всем участникам
катена-конкурсов.
|