Музей истории изобретений Главная |   Музыкальные инструменты  | Устройства |

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Блог

Главная » 2013 » Март » 31 » Катена-мэппинг: создание идей как игра
21:30
Катена-мэппинг: создание идей как игра
блог Виталия Колесника, создателя европейского обучающего центра Dextera Training. Главные темы блога — личное развитие, продуктивность и создание идей

http://kolesnik.ru/category/creative/


Катена-мэппинг: создание идей как игра 15.3.02011

Я уже давно обещал поделиться описанием катена-мэппинга — техники, которая может быть полезной как тем, кто профессионально занимается созданием идей, так и всем, кто столкнулся со сложной творческой задачей.

В основе катена-мэппинга лежит катена — игра, о которой я довольно часто упоминаю в этом блоге. Она заключается в связывании двух слов, начального и конечного, цепочкой промежуточных слов, выбираемых по определенным правилам. В катена-мэппинге эта игра используется для нахождения стимулов, помогающих расширить поле возможных решений.

Катена-мэппинг помогает преодолеть творческий блок, часто возникающий на начальном этапе поиска решений, когда сфера, к которой относится решаемая задача, кажется или совсем непонятной, или, наоборот, слишком тривиальной для новых идей. И там, и там пространство нашего мышления не совпадает с реальностью. Катена-мэппинг использует игру, чтобы расширить это пространство, сделать его богаче, живее и осмысленнее, а найденные в процессе этой работы стимулы преобразовать в идеи.

Предлагаю вам, не тратя время зря, освоить катена-мэппинг на практике — взять свою самую насущную задачу и прямо сейчас заняться ее решением.

Инструкция

  1. Четко сформулируйте задачу и запишите ее.
  2. Выделите в формулировке задачи ключевые слова (не меньше двух, лучше три-четыре). Ключевыми словами могут быть, например, центральная тема задачи и главное требование к результату (см. пример ниже).
  3. Соедините ключевые слова в пары и постройте минимум по пять катен с каждой парой.
    • В катене используются два типа связей — связи по паттерну, т.е. связи, возникающие из типичных ситуаций, связанных со словом (например, «торт — свеча»), и связи по аналогии (например, аналогия по форме «галактика — ракушка»).
    • Подробнее о правилах построения катен вы можете прочесть на странице игры.
  4. Выберите по одному слову из каждой катены и используйте его как стимул для нахождения идей. Сразу записывайте возникшие идеи.
    • Чтобы найти идеи, удерживайте в уме одновременно задачу и стимул, наблюдайте за возникающими между ними связями и стремитесь для каждой связи найти условия, при которых она была бы возможной. Звучит сложно, но на практике это очень просто и все мы умеем это делать.
    • Подробно об этом приеме: метод случайного стимула.
  5. После перерыва выберите лучшие идеи для дальнейшей доработки.

Несколько советов

  • Для большего удобства вы можете набросать паттерны выбранных слов, прежде чем начинать строить катены — тогда игра пойдет легче (см. пример ниже). Удобно использовать для этого ментальные карты.
  • Если у вас сложная задача и только два ключевых слова, вы можете добавить еще одно-два произвольных слова, чтобы сделать результаты богаче. Я обычно использую слова «вокзал» (у этого слова много связей по паттерну) и «солнце» (много связей по аналогии).
  • Очень часто лучшим кандидатом на стимул оказывается второе слово в цепочке — в нем может присутствовать определенная связь и с исходным, и с конечным словами, причем обычно это связь неявная, не мешающая возникновению свежих идей.
  • Связи не всегда бывают двусторонними, поэтому можно получить дополнительные результаты, поменяв местами слова в исходной паре катены.
  • Качество получившихся катен и строгость соблюдения правил не играют в катена-мэппинге особой роли, поскольку игра здесь имеет чисто прикладное значение.

Хотя очевидным результатом катена-мээппинга являются найденные идеи, не менее важно и другое — игра помогает без особых усилий освоить саму область, к которой относится задача, даже если вы не раньше не имели к ней отношения. Благодаря этому из незнакомой и чуждой или слишком знакомой и скучной задача превращается в живую и интересную.

Пример

Сейчас я занимаюсь разработкой летней программы Panorama Team. Продвижение заграничных мероприятий похоже на запуск ракеты: нужно очень много топлива, чтобы преодолеть силу притяжения земли. В нашем случае таким топливом является интерес к программе. Поэтому задачу я сформулировал так: «Развить существующую программу и сделать ее еще интереснее». Из этой формулировки я выбрал три ключевых слова: программа, интерес, развитие.

Выше вы видите исходные паттерны слов. Цветом обозначены связи, найденные в процессе игры, и как правило они действительно ярче тех, что пришли в голову в первый момент.

А вот получившиеся катены.

И наконец, некоторые из возникших идей (кое-что я естественно оставлю в секрете). Жирным выделены исходные слова-стимулы.

  • Юзер: провести серию открытых микротренингов для всех желающих на фейсбук-странице программы. [уже анонсировано]
  • Путь: включить в программу тренинг-квест, представляющий собой серию эпизодов, объединенных одним сюжетом и привязанных к маршруту, проходящему по «местам силы». Отработка навыков, изучаемых на мастер-классах, на материале этого сюжета в конкретных практических ситуациях.
  • Цель: работа по совмещению целей и мотиваций (часто бывает, что у человека есть цель, но нет действенного желания ее достигать, или наоборот есть живой интерес, который не трансформируется в конкретную цель).
  • Проделка: серия неожиданностей и как бы незапланированных событий, способствующих ломке устоявшихся паттернов и расчистке горизонтов сознания.
  • Телевизор: пригласить видеооператора, который будет снимать самые яркие моменты программы и в тот же день выкладывать их на фейсбук.
  • Канны: провести один день на пляже на берегу Дуная с заездом на винодельню и дегустацией австрийских вин.
  • Изумление: если вы не испытаете изумления хотя бы один раз в каждый день программы, мы вернем вам деньги :)

Разумеется, все эти идеи, а также многие другие, еще пройдут тщательный отбор и доработку. Однако учитывая, что на сессию катена-мэппинга я потратил примерно полчаса, думаю, игра стоила свеч.

Хотя некоторые мои знакомые используют катена-мэппинг уже давно, в нынешнем виде его описание еще нигде не было опубликовано. Поэтому мне будет очень интересно узнать о вашем опыте использования этой техники — рассказывайте в комментариях. Если что-то в описании покажется вам неясным — не стесняйтесь, спрашивайте, буду рад помочь.


Просмотров: 587 | Добавил: i_elf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Календарь

«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Музей

  • Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
  • Адрес музея:
  • 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135 (площадь Ленина)
  • Официальный сайт
  • Полезные ссылки

  • Виртуальный музей Павла Богданова
  • Виртуальный музей Кавказа
  • Музей музыкальных инструментов
  • Музей советских игровых автоматов

  • НеПотеряйка